пропасть между убийцей и окружающим миром, и его вера в то, что
в его руках находится жизнь, неожиданно обращается в ни на что
не годную глупость. Убийство повергает преступника в полное
мучений одиночество и покинутость, невидимая стена отделяет его
от близких и любимых, между ним и ними - пролитая кровь. Ему
представляется, будто он должен привнести "вечность" в аршинное
пространство". В это изначальное одиночество все громче и громче
прорываются требующие мести голоса подсознательного.
В одном из снов Раскольникова, содержание которого имеет
мифологический
характер,
можно
проследить
обратное
воздействие осознания вины. Раскольникову снится, что он снова
вернулся к месту убийства, чтобы посмотреть, не изменилось ли
оно. Он видит себя в комнате убитой процентщицы и удивляется
изменениям.
"Осторожно отвел он рукою салоп и увидел, что тут
стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и
наклонив голову так, что он
никак не мог разглядеть лица, но это была
она..."
Здесь из доличностного бессознательно воссоздается миф об
убийстве матери-земли.
Маранцман В. Г. Проблемный анализ
романа Ф. М. Достоевского "Преступление и
наказание" / В. Г. Маранцман // Лит. в школе. -
2005. № 12. - С. 31-37.
Мир
Достоевского
принципиально
противоречив, "за" и "против" находятся
постоянно в борьбе и в душах героев, и в
отношении автора, а потому и читателя к ним.
Порфирий Петрович, к которому Достоевский
относится сочувственно, хотя и делает его
существом неприятным, говорит:
"...вся эта
проклятая психология о двух концах!"
В романе Достоевского почти все двойственно. В разговоре с
Раскольниковым Порфирий Петрович рассуждает об этом:
"А
как
начали мы тогда вашу статью перебирать, как стали вы излагать - так
вот каждое-то слово ваше вдвойне принимаешь, точно другое под ним
Рис. Д Шмаринова