Background Image
Previous Page  13 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 20 Next Page
Page Background

пропасть между убийцей и окружающим миром, и его вера в то, что

в его руках находится жизнь, неожиданно обращается в ни на что

не годную глупость. Убийство повергает преступника в полное

мучений одиночество и покинутость, невидимая стена отделяет его

от близких и любимых, между ним и ними - пролитая кровь. Ему

представляется, будто он должен привнести "вечность" в аршинное

пространство". В это изначальное одиночество все громче и громче

прорываются требующие мести голоса подсознательного.

В одном из снов Раскольникова, содержание которого имеет

мифологический

характер,

можно

проследить

обратное

воздействие осознания вины. Раскольникову снится, что он снова

вернулся к месту убийства, чтобы посмотреть, не изменилось ли

оно. Он видит себя в комнате убитой процентщицы и удивляется

изменениям.

"Осторожно отвел он рукою салоп и увидел, что тут

стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и

наклонив голову так, что он

никак не мог разглядеть лица, но это была

она..."

Здесь из доличностного бессознательно воссоздается миф об

убийстве матери-земли.

Маранцман В. Г. Проблемный анализ

романа Ф. М. Достоевского "Преступление и

наказание" / В. Г. Маранцман // Лит. в школе. -

2005. № 12. - С. 31-37.

Мир

Достоевского

принципиально

противоречив, "за" и "против" находятся

постоянно в борьбе и в душах героев, и в

отношении автора, а потому и читателя к ним.

Порфирий Петрович, к которому Достоевский

относится сочувственно, хотя и делает его

существом неприятным, говорит:

"...вся эта

проклятая психология о двух концах!"

В романе Достоевского почти все двойственно. В разговоре с

Раскольниковым Порфирий Петрович рассуждает об этом:

как

начали мы тогда вашу статью перебирать, как стали вы излагать - так

вот каждое-то слово ваше вдвойне принимаешь, точно другое под ним

Рис. Д Шмаринова