Background Image
Previous Page  15 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 20 Next Page
Page Background

Никиточкина М. А. От постижения смысла слова к

постижению смысла произведения. Роман Ф. М. Достоевского

"Преступление и наказание" / М. А. Никиточкина // Лит. в школе.

2011. - № 2. - С. 29-31.

Одним из произведений, в котором

"слова лишнего нет", по мнению самого

автора,

является

роман

Ф.

М.

Достоевского

"Преступление

и

наказание". Читая страницы романа,

убеждаемся; каждое слово вбирает в себя

богатый и сложный смысл, помогает

постичь

глубокий

художественный

смысл целого...

Анализируя

эпизод

встречи

Раскольникова

и

Мармеладова,

обращаем внимание на то, что

синонимы

бедность

и

нищета

выступают в романе как антонимы:

"...бедность не порок, это истина...

Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще

сохраняете свое благородство врожденных чувств, в

нищете же никогда и

никто,"

- говорит Мармеладов.

Такое противопоставление слов-синонимов подчеркивает

трагичность и безысходность ситуаций, в которые попадают герои

романа:

"А коли не к кому, коли идти больше некуда!"

Сложный и многогранный смысл имеют в романе цветовые

эпитеты. Цвет, который проходит лейтмотивом через весь роман -

желтый. Обои, мебель, лица людей... желтый - желчный -

раздражительный, злобный. Продолжаем этот ряд: недовольный,

больной, эгоистичный, равнодушный. Именно таким мы видим

город и его жителей. Желтый - это цвет того мира, где живут герои,

где задумано и совершено преступление. Этот цвет характеризует и

внутренний мир героев, в особенности Раскольникова. И только

Соню Мармеладову, помимо желтого цвета, сопровождает еще и

зеленый. Большой зеленый драдедамовый платок появляется в

романе дважды: в рассказе Мармеладова:

"... взяла только наш

Рис. П. Клодта