Background Image
Previous Page  14 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 20 Next Page
Page Background

сидит!... Ведь если захотеть, то все

это, говорю, до

последней черты

можно в другую сторону объяснить даже еще натуральнее выйдет. Мука-

с."

Двойственность освещения всех событий в романе настойчиво

организуется автором. Столкновение мнений, конфликт, часто

поединок отношений составляют сущность каждого события и

приближают

эпическое

произведение

Достоевского к драме. Вспомним сцену

поминок по Мармеладову, раскрывающую

характер Катерины Ивановны:

"В свойстве

характера Катерины Ивановны было поскорее

нарядить первого встречного и поперечного в

самые лучшие и яркие краски, захвалить его

так, что становилось даже совестно,

придумать в его хвалу разные обстоятельства,

которые совсем и не существовали,

совершенно

искренно

и

чистосердечно

поверить самой в их действительность и

потом

вдруг,

разом,

разочаровываться,

оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только

еще несколько часов, буквально поклонялась..."

Противоречивость

внутреннего

мира

каждого персонажа открыта Достоевским с

предельной откровенностью. В стиле романа

этот дуализм выражен обилием оксюморонных,

парадоксальных образов. Например, говоря о

чувствах Лужина, автор замечает:

"Мысль

о

Дунечке еще раз соблазнительно занозила его

сердце".

Ирония

автора

проступает

в

несовместимости

метафор

:

"соблазнительно

занозила".

Не любя аристократов, Достоевский дает им парадоксальные

имена: княгиня Безземельная, князь Щегольской. Дуализм создается

и композиционными приемами. Писатель, обостряя любопытство и

недоумение читателя, описывает следствия раньше, чем открывает

причину. Повторяя своих героев, Достоевский склонен к

рефлексии: он формулирует смысл эпизода в последующих сценах.

Рис. Д. Шмаринова

Рис. Д. Шмаринова