сидит!... Ведь если захотеть, то все
это, говорю, до
последней черты
можно в другую сторону объяснить даже еще натуральнее выйдет. Мука-
с."
Двойственность освещения всех событий в романе настойчиво
организуется автором. Столкновение мнений, конфликт, часто
поединок отношений составляют сущность каждого события и
приближают
эпическое
произведение
Достоевского к драме. Вспомним сцену
поминок по Мармеладову, раскрывающую
характер Катерины Ивановны:
"В свойстве
характера Катерины Ивановны было поскорее
нарядить первого встречного и поперечного в
самые лучшие и яркие краски, захвалить его
так, что становилось даже совестно,
придумать в его хвалу разные обстоятельства,
которые совсем и не существовали,
совершенно
искренно
и
чистосердечно
поверить самой в их действительность и
потом
вдруг,
разом,
разочаровываться,
оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только
еще несколько часов, буквально поклонялась..."
Противоречивость
внутреннего
мира
каждого персонажа открыта Достоевским с
предельной откровенностью. В стиле романа
этот дуализм выражен обилием оксюморонных,
парадоксальных образов. Например, говоря о
чувствах Лужина, автор замечает:
"Мысль
о
Дунечке еще раз соблазнительно занозила его
сердце".
Ирония
автора
проступает
в
несовместимости
метафор
:
"соблазнительно
занозила".
Не любя аристократов, Достоевский дает им парадоксальные
имена: княгиня Безземельная, князь Щегольской. Дуализм создается
и композиционными приемами. Писатель, обостряя любопытство и
недоумение читателя, описывает следствия раньше, чем открывает
причину. Повторяя своих героев, Достоевский склонен к
рефлексии: он формулирует смысл эпизода в последующих сценах.
Рис. Д. Шмаринова
Рис. Д. Шмаринова