17
редко
,
и
чтобы
все было
лучше
,
нежели
у других
».
Князь Николай Борисович Юсупов
(1751-1831)
Для
размещения
коллекций Юсупов
спешит
закончить
отделку Большого
дома
.
Но
два
происшедших
в
одно
десятилетие
события
–
война
1812
года
и
пожар
1820
года
–
приостановили
строительство
и
работы
по
украшению
дворца
.
Документы
того
времени
свидетельствуют
: «
Во
многих
рамах
стекла
перебиты
,
а
иные
двери
и
рамы
изломаны
,
полы
во многих
комнатах
подняты
,
словом
сказать
,
как
взойти
в
дом и
взглянуть
на
все
с
чувством
,
то надобно
ужаснуться
».
После
изгнания
французов
и
усмирения
взбунтовавшихся
крестьян
строительство
усадьбы
и
восстановление
дворца
были
продолжены
.
Архивные
документы
называют
имена
тех
,
кто
принимал
участие
в
этих
работах
−
московские
архитекторы
:
И
.
Жуков
,
О
.
Бове
,
Е
.
Тюрин
,
С
.
Мельников
,
крепостные мастера В
.
Стрижаков
с помощниками
–
И
.
Боруновым
,
Ф
.
Бредихиным
,
Л
.
Рабутовским
,
живописцы
М
.
Полтев
,
Е
.
Шебанин
,
Ф
.
Сотников
,
И
.
Колесников
.
Так
,
в
течение
шести
лет
под
руководством
талантливого
архитектора
В
.
Я
.
Стрижакова
было
закончено
строительство
дворца
и
перестроено
несколько
залов
,
создан
переход над колоннадами из
дома
в библиотеку
,
сооружена
въездная
арка
.
В
июле
1831
года
умер
князь
Николай
Борисович Юсупов
.
Его
сын
–
князь
Борис
Николаевич
Юсупов
(1794-1849) –
стал
обладателем
огромного
богатства
– 250
тысяч
десятин
земли
,
более
40
тысяч
крестьян
,
а
вместе
с
тем
и
долга
в
размере
более
двух
миллионов
рублей
.
На
содержание
усадьбы
Архангельское
уходили
громадные
деньги
.
Продается
знаменитый
ботанический
сад
,
распускаются
труппа
и
оркестр
,
доживает
последние
годы
сданный
в
аренду
фарфоровый
завод
.
В
петербургский
дворец
на
Мойке
вывозятся
из
Архангельского
лучшие
произведения
живописи
и
скульптуры
.
Большой
дом
постепенно
пустеет
,
и
начиная
с
40-
х
годов
вплоть
до
конца
XIX
века
современники
обходят
усадьбу
молчанием
.
Время
от
времени
здесь
проводились
небольшие
ремонтные
работы
,
однако
убранство
залов
по
сравнению
с
началом
XIX
века
значительно
изменилось
.
Только
с
1900-
х
годов
последние
владельцы
усадьбы
–
правнучка
старого
князя
Зинаида Николаевна
Юсупова
(1861-1939)
и
ее
супруг
–
князь Феликс Феликсович Юсупов
-
Сумароков
-
Эльстон
–
приглашают
сюда живописцев для
реставрации
росписей
.
В
это
время
в
связи
с
большим
интересом
к
русской
культуре
XVIII –
начала
XIX
века
Архангельское
вновь
привлекает
к
себе
внимание
,
и
в
первую
очередь
художников
и
историков искусства
.
В начале
1900-
х
годов
здесь
работает
В
.
А
.
Серов
.
Сюда
приезжают