Previous Page  19 / 38 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 / 38 Next Page
Page Background

17

редко

,

и

чтобы

все было

лучше

,

нежели

у других

».

Князь Николай Борисович Юсупов

(1751-1831)

Для

размещения

коллекций Юсупов

спешит

закончить

отделку Большого

дома

.

Но

два

происшедших

в

одно

десятилетие

события

война

1812

года

и

пожар

1820

года

приостановили

строительство

и

работы

по

украшению

дворца

.

Документы

того

времени

свидетельствуют

: «

Во

многих

рамах

стекла

перебиты

,

а

иные

двери

и

рамы

изломаны

,

полы

во многих

комнатах

подняты

,

словом

сказать

,

как

взойти

в

дом и

взглянуть

на

все

с

чувством

,

то надобно

ужаснуться

».

После

изгнания

французов

и

усмирения

взбунтовавшихся

крестьян

строительство

усадьбы

и

восстановление

дворца

были

продолжены

.

Архивные

документы

называют

имена

тех

,

кто

принимал

участие

в

этих

работах

московские

архитекторы

:

И

.

Жуков

,

О

.

Бове

,

Е

.

Тюрин

,

С

.

Мельников

,

крепостные мастера В

.

Стрижаков

с помощниками

И

.

Боруновым

,

Ф

.

Бредихиным

,

Л

.

Рабутовским

,

живописцы

М

.

Полтев

,

Е

.

Шебанин

,

Ф

.

Сотников

,

И

.

Колесников

.

Так

,

в

течение

шести

лет

под

руководством

талантливого

архитектора

В

.

Я

.

Стрижакова

было

закончено

строительство

дворца

и

перестроено

несколько

залов

,

создан

переход над колоннадами из

дома

в библиотеку

,

сооружена

въездная

арка

.

В

июле

1831

года

умер

князь

Николай

Борисович Юсупов

.

Его

сын

князь

Борис

Николаевич

Юсупов

(1794-1849) –

стал

обладателем

огромного

богатства

– 250

тысяч

десятин

земли

,

более

40

тысяч

крестьян

,

а

вместе

с

тем

и

долга

в

размере

более

двух

миллионов

рублей

.

На

содержание

усадьбы

Архангельское

уходили

громадные

деньги

.

Продается

знаменитый

ботанический

сад

,

распускаются

труппа

и

оркестр

,

доживает

последние

годы

сданный

в

аренду

фарфоровый

завод

.

В

петербургский

дворец

на

Мойке

вывозятся

из

Архангельского

лучшие

произведения

живописи

и

скульптуры

.

Большой

дом

постепенно

пустеет

,

и

начиная

с

40-

х

годов

вплоть

до

конца

XIX

века

современники

обходят

усадьбу

молчанием

.

Время

от

времени

здесь

проводились

небольшие

ремонтные

работы

,

однако

убранство

залов

по

сравнению

с

началом

XIX

века

значительно

изменилось

.

Только

с

1900-

х

годов

последние

владельцы

усадьбы

правнучка

старого

князя

Зинаида Николаевна

Юсупова

(1861-1939)

и

ее

супруг

князь Феликс Феликсович Юсупов

-

Сумароков

-

Эльстон

приглашают

сюда живописцев для

реставрации

росписей

.

В

это

время

в

связи

с

большим

интересом

к

русской

культуре

XVIII –

начала

XIX

века

Архангельское

вновь

привлекает

к

себе

внимание

,

и

в

первую

очередь

художников

и

историков искусства

.

В начале

1900-

х

годов

здесь

работает

В

.

А

.

Серов

.

Сюда

приезжают