Previous Page  18 / 38 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 38 Next Page
Page Background

16

Дворец

в Архангельском

Нам

трудно

достаточно

четко

представить

себе

,

как

начиналось

строительство

нового

усадебного

комплекса

.

Архив Н

.

А

.

Голицына

,

где

несомненно

,

отражались

все

перемены

,

не

найден

до

сих

пор

.

Единичные

планы

,

рисунки

и

чертежи

,

сохранившиеся

по

Архангельскому

конца

XVIII

века

,

не

могут

дать

живой

картины

строительства

и

раскрыть

имена

авторов

целого

ряда

построек

.

Лишь

несколько

чертежей

того

времени

подписаны

архитекторами

.

Бесспорно

одно

:

в

работе

принимали

участие

несколько

зодчих

и множество

мастеров

,

которых

связывало

единство

художественного

мышления

.

Новый

ансамбль

строился на основе

строгой

симметрии

.

В

1798

году

князь Николай Алексеевич

Голицын

был

уволен

в

отставку

.

К

1800

году

дела

его

пришли

в

упадок

,

начались

денежные

затруднения

,

приостановилось

и

строительство

в

Архангельском

.

Позднее

имение

было

заложено

.

В

1809

году

Николай

Алексеевич

скончался

,

а

его

вдова решила продать имение

.

Красота

и

парадность

ансамбля

особенно

возросла

после

приобретения

усадьбы

в

1810

году

князем

Николаем

Борисовичем

Юсуповым

(1751-1831).

Новый

владелец

Архангельского

потомок ногайских

ханов

,

богатейший

вельможа

,

коллекционер и

дипломат

был

прекрасным

знатоком

и

ценителем

искусства

.

Начало

своим

многочисленным

коллекциям

он

положил

во

время

более

чем

двадцатилетнего

пребывания

за

границей

,

где

познакомился

и

сблизился

с

многими

видными

художниками

,

философами

и

поэтами

:

Вольтером

,

Ж

.-

Б

.

Грезом

,

Ж

.-

Л

.

Давидом

,

Д

.

Дидро

.

В

1782

году по

поручению

императрицы

Екатерины

II

князь Н

.

Б

.

Юсупов

,

слывший

«

прекрасным

рассказчиком

и

знатоком

изящных

искусств

»,

сопровождал

чету

наследников

российского

престола Павла Петровича

и Марию

Федоровну

во

время

их

путешествия

по Европе

.

По

возвращении

на

родину

в

1783

году Н

.

Б

.

Юсупов

начал

выполнять

дипломатические

поручения

императрицы

в

Турине

,

Неаполе

,

Венеции

,

Риме

.

В

1784

году

он

провел

успешные

переговоры

с

Папой

Пием

VI

об

особом

статусе

католической

церкви

в

пределах

Российской

империи

.

Тогда же

ему

было

разрешено

снять

копии

ватиканских

фресок

Рафаэля

,

которые

до

наших

дней

украшают

коллекцию

Эрмитажа

.

Занимая

должность

директора императорских

театров и Эрмитажа

,

князь

часто по

поручению

царского

двора

заказывал

картины

,

скупал

статуи

,

геммы

,

не

забывая

при

этом

о

пополнении

собственных

собраний

.

Приобретая

Архангельское

,

Юсупов

стремился

превратить

его

в

роскошную

парадную

усадьбу

.

Он

указывал

управляющим

: «

Заводить

,

что