16
Дворец
в Архангельском
Нам
трудно
достаточно
четко
представить
себе
,
как
начиналось
строительство
нового
усадебного
комплекса
.
Архив Н
.
А
.
Голицына
,
где
несомненно
,
отражались
все
перемены
,
не
найден
до
сих
пор
.
Единичные
планы
,
рисунки
и
чертежи
,
сохранившиеся
по
Архангельскому
конца
XVIII
века
,
не
могут
дать
живой
картины
строительства
и
раскрыть
имена
авторов
целого
ряда
построек
.
Лишь
несколько
чертежей
того
времени
подписаны
архитекторами
.
Бесспорно
одно
:
в
работе
принимали
участие
несколько
зодчих
и множество
мастеров
,
которых
связывало
единство
художественного
мышления
.
Новый
ансамбль
строился на основе
строгой
симметрии
.
В
1798
году
князь Николай Алексеевич
Голицын
был
уволен
в
отставку
.
К
1800
году
дела
его
пришли
в
упадок
,
начались
денежные
затруднения
,
приостановилось
и
строительство
в
Архангельском
.
Позднее
имение
было
заложено
.
В
1809
году
Николай
Алексеевич
скончался
,
а
его
вдова решила продать имение
.
Красота
и
парадность
ансамбля
особенно
возросла
после
приобретения
усадьбы
в
1810
году
князем
Николаем
Борисовичем
Юсуповым
(1751-1831).
Новый
владелец
Архангельского
–
потомок ногайских
ханов
,
богатейший
вельможа
,
коллекционер и
дипломат
–
был
прекрасным
знатоком
и
ценителем
искусства
.
Начало
своим
многочисленным
коллекциям
он
положил
во
время
более
чем
двадцатилетнего
пребывания
за
границей
,
где
познакомился
и
сблизился
с
многими
видными
художниками
,
философами
и
поэтами
:
Вольтером
,
Ж
.-
Б
.
Грезом
,
Ж
.-
Л
.
Давидом
,
Д
.
Дидро
.
В
1782
году по
поручению
императрицы
Екатерины
II
князь Н
.
Б
.
Юсупов
,
слывший
«
прекрасным
рассказчиком
и
знатоком
изящных
искусств
»,
сопровождал
чету
наследников
российского
престола Павла Петровича
и Марию
Федоровну
во
время
их
путешествия
по Европе
.
По
возвращении
на
родину
в
1783
году Н
.
Б
.
Юсупов
начал
выполнять
дипломатические
поручения
императрицы
в
Турине
,
Неаполе
,
Венеции
,
Риме
.
В
1784
году
он
провел
успешные
переговоры
с
Папой
Пием
VI
об
особом
статусе
католической
церкви
в
пределах
Российской
империи
.
Тогда же
ему
было
разрешено
снять
копии
ватиканских
фресок
Рафаэля
,
которые
до
наших
дней
украшают
коллекцию
Эрмитажа
.
Занимая
должность
директора императорских
театров и Эрмитажа
,
князь
часто по
поручению
царского
двора
заказывал
картины
,
скупал
статуи
,
геммы
,
не
забывая
при
этом
о
пополнении
собственных
собраний
.
Приобретая
Архангельское
,
Юсупов
стремился
превратить
его
в
роскошную
парадную
усадьбу
.
Он
указывал
управляющим
: «
Заводить
,
что