15
Архангельское
3
сентября
1780
года
молодой
русский
вельможа
Николай
Алексеевич
Голицын
,
живший
уже
несколько
месяцев
в
Париже
,
раскрыл
,
как
обычно
,
свой
дорожный
журнал
,
чтобы
сделать
запись
расходов
за
день
.
Среди
малозначительных
фраз
«
за
букет
»,
«
извозчику
», «
проиграно
в
карты
»,
часто
повторявшихся
на
этих
страницах
,
в
тот
вечер
появилась
запись
: «
За
план Архангельского
архитектору Герну
– 1200
рублей
».
Сохранился
и
план
с датой и подписью
архитектора
.
Это был
проект
нового
большого
дворца
,
который
Н
.
А
.
Голицын
решил
построить
в
своей
подмосковной
вотчине
взамен
уже
ветхого
деревянного
дома
,
поставленного
еще
в
30-
х
годах
XVIII
века
его
дедом
Дмитрием
Михайловичем
Голицыным
.
Молодой
князь
впервые
увидел
Архангельское
в
1773
году
,
вскоре
после
возвращения
из
своего
первого
заграничного
путешествия
.
Поездки
по
европейским
столицам
,
впечатления
от
блестящих
загородных
ансамблей Франции
,
дворцов
и
садов
Италии
и
Германии
,
возможно
,
натолкнули
его
на
мысль
выстроить
и
для
себя
большую
парадную
резиденцию
в
Подмосковье
,
где
уже
гремела
слава
Кускова
,
строились
прославленные
усадебные
комплексы
в
Горенках
,
Михайловском
,
Введенском
и
в
других
имениях
.
Красотой
расположения и
богатством
видов Архангельское
,
пожалуй
,
превосходило
многие из них
.
Архангельское
,
расположенное
на
высоком
берегу
Москвы
-
реки
в
двадцати
километрах
северо
-
западнее
столицы
,
занимает
совершенно
исключительное
место
среди
многочисленных
подмосковных
усадеб
.
Здесь
садово
-
парковое
искусство
сочетается
с
превосходной
архитектурой
и
искусным
декоративным
оформлением
внутренних
помещений
.
Высокая
въездная
арка
ворот
с
ажурной
чугунной
решеткой
ведет
к
парадному
двору
,
внутри
которого
возвышается
большой
дворец
.
С
двух
сторон
к
нему примыкают
колоннады
,
заканчивающиеся
флигелями
.
Просторный
двор
,
зелень
вековых
деревьев
,
стройные
белокаменные
колонны
,
спокойная желто
-
золотистая
окраска
дворца
и
флигелей
производят
впечатление
торжественности
и
строгости
.
Дворец
был
построен
по
проекту
французского
архитектора
Шарля
де
Герна
в
1780-1790
годах
.
Композиция
дворца
довольно
проста
–
прямоугольное
двухэтажное
здание
,
крытое
железом
на
четыре
ската
.
В
центральной
части
над
крышей
высится
бельведер
.
Обилие
застекленных
дверей
и
окон
свидетельствуют
о
том
,
что
это
–
летний
дворец
.
Характерной
особенностью
архитектуры
дворца
является
наличие
многочисленных
колонн
.
Они
имеются
на
всех
фасадах
,
придавая
достаточно
монументальному
зданию
легкость
и
изящество
.
В
центре
главного
и
боковых
фасадов
четыре
римско
-
ионические
колонны
образуют
портики
.
Колоннады
из
четырнадцати
пар
тосканских
колонн
организуют переходы от
северного фасада дома
к флигелям
.
Украшением
дома
являются
четко
выделяющиеся
на
золотистой
глади
стен
белые
наличники
и
пояс
,
подчеркивающий
деление
его
на
два
этажа
.
Таким
мы
видим
дворец
сегодня
.
Но немало
событий
выпало на
его долю
за двухсотлетнюю историю
.