Previous Page  15 / 38 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 38 Next Page
Page Background

13

круговой

балкон

для шереметевских музыкантов

.

Отсюда

звучала

не

только

танцевальная

,

но

и

симфоническая

музыка

и

хоровое

пение

.

Здесь

в

кожаных

футлярах

хранились

скрипки

,

покрытые

желтым

и

коричневым

лаком

,

певучие

виолончели

,

гигантский

неподъемный

контрабас

,

привезенные

из

далекого

итальянского

города

Кремоны

;

здесь

были

и

пасторальный

гобой

,

и

задумчиво

-

печальный

английский

рожок и

сладкозвучные флейты

.

Еще

в

петровские

времена

князь Алексей

Черкасский

завел

один

из

первых

в

России

оркестров

.

Когда

в

1743

году

этот

оркестр

сделался

собственностью

Шереметева

,

Петр

Борисович

стал

посылать

крепостных

к

лучшим

учителям

сначала

к

музыкантам

итальянской

труппы Франческо Арайи

,

а

затем

к

оркестрантам

комической

оперы

известного

всей Европе

импресарио

и

либреттиста Джованни Локателли

.

Джованни

Баттиста Локателли

долго

жил

во Франции

и

проникся

идеями

великого

французского

просветителя Жан

-

Жака

Руссо

,

считавшего

,

что

музыка

должна

откликаться

на

все

явления

жизни

,

на

чувства

и

настроения

человека

.

Когда

в

1759

году

Локателли

начал

давать

спектакли

в

Москве

,

Шереметев

направил

к

нему

своих

крепостных

обучаться

наряду

с

инструментальным

и

вокальному

искусству

.

Шереметевская

певческая

капелла

,

или

как

ее

называли

тогда

,

«

капель

»,

отличалась не

только

хорошими

голосами

,

но и широтой

репертуара

.

Если

Голландский

домик

служил

воплощением

идеала

семьи

и

домашнего

уюта

,

то

Итальянский

воплощал

в миниатюре идеалы пышной и церемонной жизни

высшего

света

.

В

отличие

от

Голландского

домика

,

где

стены

и

потолок

с

дубовыми

балками

«

замыкают

»

помещения

,

в

Итальянском

домике

глазу

не

во

что

«

упереться

»,

хотя

здание

и

имеет

большую

поверхность

стен

.

Теснота

и

полумрак

помещений

первого

этажа

делают

внезапным

выход

на

небольшую

,

но

просторную

лестницу

с

нарядными

резными

балясинами

и

удивительно

уютными

изгибами

широких

поручней

.

На

лестничной

клетке

тесно

повешены

большие

картины

в

черных

рамах

,

что

создает

впечатление

торжественности

.

Поднявшись

наверх

,

вы

сразу

видите

зал

,

который

по

контрасту

с

лестницей

кажется

очень большим и необычайно нарядным

.

В Итальянском

домике

нет

помещения

,

которое

не

имело

бы

окон

по

крайней

мере

в

двух

стенах

.

Это

обилие

света

в

небольших

комнатах

,

можно

сказать

,

пронизанность

светом

каждой

из

них

,

и

создает

впечатление

солнечности

и

нарядности

всего

домика

.

Небольшие

комнаты

кажутся

высокими

,

чему

немало

способствуют

стройные

ниши

окон

.

Несмотря

на

ничтожные размеры

,

это не

комнаты

,

а маленькие

залы

.

Итальянский

прудик

не

только

украшает

виды

,

открывающиеся

из

южных

окон

Итальянского

домика

,

но

является

центром

одного

из

внутренних

комплексов

парково

-

усадебного

ансамбля Кускова

.

На

западном берегу прудика

стоит Грот

.

В

XVIII

веке

искусственные

пещеры

и

гроты

стали

неотъемлемой

частью

усадьбы

просвещенного

человека

.

Начиная

с

первого

русского

парка

при

Летнем

дворце

Петра

I

в

Петербурге ни

один парк

в России не

обходился

без

грота

.

Стихия

воды

в

камне

вот

главная

тема

,

которая

звучит

в

архитектуре

кусковского

Грота

трехчастного

барочного

здания

.

Его

начали

строить

под

руководством Аргунова

в

50-

х

годах

XVIII

века

и

завершили

в

1771

году

.

Это

единственное

из

подобных

сооружений

в

нашей

стране

,

сохранившее

внутреннюю

отделку

XVIII

века из

раковин и

гипса

.

Внутри

Грот

представляет

собой

анфиладу

из

трех

помещений

.

Таинственный

верхний

свет

струится

по

стенам

и

сводам

купольного

зала

,

уводя

взгляд

к

боковым

кабинетцам

,

устроенным

,

как

казалось

,

в

глубине искусственной

горы

.

Своды и

стены

внутри

Грота

были

выложены

раковинами

переливчатых

цветов

вперемежку

с

вьющимися

водорослями из

какой

-

то

расцвеченной массы

.

В

русском

климате

,

с перепадами

летней жары