13
круговой
балкон
для шереметевских музыкантов
.
Отсюда
звучала
не
только
танцевальная
,
но
и
симфоническая
музыка
и
хоровое
пение
.
Здесь
в
кожаных
футлярах
хранились
скрипки
,
покрытые
желтым
и
коричневым
лаком
,
певучие
виолончели
,
гигантский
неподъемный
контрабас
,
привезенные
из
далекого
итальянского
города
Кремоны
;
здесь
были
и
пасторальный
гобой
,
и
задумчиво
-
печальный
английский
рожок и
сладкозвучные флейты
.
Еще
в
петровские
времена
князь Алексей
Черкасский
завел
один
из
первых
в
России
оркестров
.
Когда
в
1743
году
этот
оркестр
сделался
собственностью
Шереметева
,
Петр
Борисович
стал
посылать
крепостных
к
лучшим
учителям
—
сначала
к
музыкантам
итальянской
труппы Франческо Арайи
,
а
затем
к
оркестрантам
комической
оперы
известного
всей Европе
импресарио
и
либреттиста Джованни Локателли
.
Джованни
Баттиста Локателли
долго
жил
во Франции
и
проникся
идеями
великого
французского
просветителя Жан
-
Жака
Руссо
,
считавшего
,
что
музыка
должна
откликаться
на
все
явления
жизни
,
на
чувства
и
настроения
человека
.
Когда
в
1759
году
Локателли
начал
давать
спектакли
в
Москве
,
Шереметев
направил
к
нему
своих
крепостных
обучаться
наряду
с
инструментальным
и
вокальному
искусству
.
Шереметевская
певческая
капелла
,
или
как
ее
называли
тогда
,
«
капель
»,
отличалась не
только
хорошими
голосами
,
но и широтой
репертуара
.
Если
Голландский
домик
служил
воплощением
идеала
семьи
и
домашнего
уюта
,
то
Итальянский
воплощал
в миниатюре идеалы пышной и церемонной жизни
высшего
света
.
В
отличие
от
Голландского
домика
,
где
стены
и
потолок
с
дубовыми
балками
«
замыкают
»
помещения
,
в
Итальянском
домике
глазу
не
во
что
«
упереться
»,
хотя
здание
и
имеет
большую
поверхность
стен
.
Теснота
и
полумрак
помещений
первого
этажа
делают
внезапным
выход
на
небольшую
,
но
просторную
лестницу
с
нарядными
резными
балясинами
и
удивительно
уютными
изгибами
широких
поручней
.
На
лестничной
клетке
тесно
повешены
большие
картины
в
черных
рамах
,
что
создает
впечатление
торжественности
.
Поднявшись
наверх
,
вы
сразу
видите
зал
,
который
по
контрасту
с
лестницей
кажется
очень большим и необычайно нарядным
.
В Итальянском
домике
нет
помещения
,
которое
не
имело
бы
окон
по
крайней
мере
в
двух
стенах
.
Это
обилие
света
в
небольших
комнатах
,
можно
сказать
,
пронизанность
светом
каждой
из
них
,
и
создает
впечатление
солнечности
и
нарядности
всего
домика
.
Небольшие
комнаты
кажутся
высокими
,
чему
немало
способствуют
стройные
ниши
окон
.
Несмотря
на
ничтожные размеры
,
это не
комнаты
,
а маленькие
залы
.
Итальянский
прудик
не
только
украшает
виды
,
открывающиеся
из
южных
окон
Итальянского
домика
,
но
является
центром
одного
из
внутренних
комплексов
парково
-
усадебного
ансамбля Кускова
.
На
западном берегу прудика
стоит Грот
.
В
XVIII
веке
искусственные
пещеры
и
гроты
стали
неотъемлемой
частью
усадьбы
просвещенного
человека
.
Начиная
с
первого
русского
парка
при
Летнем
дворце
Петра
I
в
Петербурге ни
один парк
в России не
обходился
без
грота
.
Стихия
воды
в
камне
–
вот
главная
тема
,
которая
звучит
в
архитектуре
кусковского
Грота
–
трехчастного
барочного
здания
.
Его
начали
строить
под
руководством Аргунова
в
50-
х
годах
XVIII
века
и
завершили
в
1771
году
.
Это
единственное
из
подобных
сооружений
в
нашей
стране
,
сохранившее
внутреннюю
отделку
XVIII
века из
раковин и
гипса
.
Внутри
Грот
представляет
собой
анфиладу
из
трех
помещений
.
Таинственный
верхний
свет
струится
по
стенам
и
сводам
купольного
зала
,
уводя
взгляд
к
боковым
кабинетцам
,
устроенным
,
как
казалось
,
в
глубине искусственной
горы
.
Своды и
стены
внутри
Грота
были
выложены
раковинами
переливчатых
цветов
вперемежку
с
вьющимися
водорослями из
какой
-
то
расцвеченной массы
.
В
русском
климате
,
с перепадами
летней жары