Previous Page  16 / 38 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 38 Next Page
Page Background

14

и

зимних

морозов

,

отделка

требовала

особого

мастерства

.

Облицовка

раковинами

была

секретом

особого

«

гротического

»

искусства

,

и

труд

«

гротических

дел

мастеров

»

ценился

выше

труда живописцев и

скульпторов

.

Грот

в Кусково

Зеркало

пруда

в

фигурной

каменной

раме

служило

и

сценой

,

которую

,

подобно

декорации

,

завершала

подкова

менажереи

.

Менажерея

состояла

из

пяти

отапливавшихся

зимой

и

летом

причудливых

домиков

.

В

них

обитали

гуси

,

утки

,

лебеди

,

в

том

числе

черные

,

уроженцы Австралии

,

и

другие

водоплавающие птицы

.

После

знакомства

с

Кусково

естественно

возникает

желание

узнать

имя

автора

всех

замыслов

и

его

исполнителя

.

Сохранившиеся

документы

не

позволяют

назвать

имя

архитектора

-

творца

.

Дело

в

том

,

что

Петр

Борисович

Шереметев

не

только

отдал

свои

доходы

на

строительство

многочисленных

усадеб

,

в

числе

которых

кусковская

была

самой

значительной

,

но не

единственной

,

но

он посвятил Кускову

все

свои

силы

,

внимание и

время

.

Не

было ни

одного

чертежа

,

которого

он не

обсудил

бы

с

архитектором

,

его

составившим

,

и

с

управителем

.

Шереметевым

писались

подробнейшие

замечания

к

каждому

проекту

.

Итогом

его

требований

,

насчитывавших

десяток

и

более

пунктов

,

порой

являлось

такое

заключение

:

«

Вот

мое

мнение

,

что

мне

мнится

об

этом

строении

,

а

ежели

что

лучшее

рассудите

с

архитектором

,

дайте

мне

знать

».

Характерен

такой

пункт

письма

: «

О

плафоне

как

лучше

рассудите

,

писаный

или штукатурный

,

а мне

кажется

,

штукатурный

пристойней

.

Коли

писан

,

надобно

,

чтоб

хорошо

было

».

П

.

Б

.

Шереметев

во

многом

брал

на

себя

функцию

главного

архитектора

,

в

то

же

время

многое

отдавая

на

усмотрение

проектировщика

,

садовника

,

управляющего

художника

.

Многое

в

ансамбле

Кусково

безвозвратно

утрачено

.

И

все

же

,

несмотря

на

ущерб

,

нанесенный

ему

временем

,

это

единственный

ансамбль

XVIII

века

в

России

,

сохранивший

с

такой

полнотой

свою

подлинность

и

ту

достоверность

,

которая

только

и

может

служить

основанием для

серьезного изучения

художественной

культуры прошлого

.

Традиционно

,

каждый

год музей

-

усадьба Кусково

в мае

открывает

концертный

сезон и

проводит

летние

музыкальные

фестивали

«

Классика

в

Кусково

»

и

«

Органные

вечера

в

Кусково

».

Здесь

,

в

центре

чудесного

паркового

ансамбля

,

когда

концертная

жизнь Москвы

приостанавливается

,

особенно

приятно

встретиться

с

произведениями

любимых

композиторов

.

Есть

особая

прелесть

в

таких

концертах

,

где

вас

окружает

не

только

звучащая

музыка

,

но и

красота

архитектурных памятников

.