Background Image
Previous Page  22 / 26 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 22 / 26 Next Page
Page Background

Необычный словарь русского языка А. И. Солженицына

20

русские

,

национальные

нотки

,

передаются

традиции

,

происходит

воскрешение православного

сознания

.

Через

слово

Шмелева

раскрывались

особенности

русской

жизни

,

традиции

,

быт

,

нравы

,

православное

сознание

и

мировосприятие

.

Солженицын

выделил

десятки

слов

из

произведений И

.

Шмелева

,

попавших

на

страницы

словаря

:

«

доброусердие

», «

незнанный

», «

проспор

»,

«

неразлучники

»,

«

повоздержитесь

»,

«

омоленный

»,

«

опаско

»,

«

первопоследний

»

.

Однако

в

своем

литературном

наследии

Солженицын

использовал

только одно

слово

«

потайно

»

.

«

Отец

в

кабинете

:

принесли

выручку

из

бань

,

с

ледяных

катков

и

портомоен

.

Я

слышу

знакомое

почокиванье

(

это

слово

также

включено

в

«

Русский

словарь

языкового

расширения

»)

медяков

и

тонкий

позвонец

серебреца

:

это

он

ловко

отсчитывает

деньги

,

ставит

на

столе

в

столбики

,

серебрецо

завертывает

в

бумажки

;

потом

раскладывает

на

записочки

каким

беднякам

,

куда и

сколько

.

У

него

,

Горкин

сказывал мне

потайно

,

есть

особая

книжечка

,

и

в

ней

вписаны

разные

бедняки

,

и

кто

раньше

служил

у

нас

», –

пишет

Иван

Сергеевич

в

романе

«

Лето

Господне

». «

И

Солженицын

,

заставляя

слово

источать

энергию

,

передавать

«

нутряное

»

свое

содержание

,

включает

его

в

текст

романа

«

В

круге первом

»: «

И

,

потайно

подстережа

этот

глубокий

ночной

час

,

когда

марфинские

тюремные

порядки

перестали

действовать

, –

двести

восемьдесят

первый

арестант

тихо

вышел

из

полукруглой

комнаты

,

жмурясь

на

яркий

свет

и

попирая

сапогами

густо

набросанные

окурки

» (2,

С

. 38).

Слово

с

максимальной

точностью

передает

необходимую

авторам

атмосферу

таинственности

,

скрытости

и

боязни

раскрытия

сокровенного

,

того

,

каким

знанием

обладают

герои

(

как

у

Шмелева

),

или

того

,

насколько

они

осторожны

в

своих

поступках

,

помыслах

(

как у Солженицына

).