Необычный словарь русского языка А. И. Солженицына
15
языкового
расширения
»,
помогает
опубликованная
в
1997-2004
гг
.
в журнале
«
Новый мир
» «
Литературная
коллекция
».
«
Литературная
коллекция
»,
сочетающая
в
себе
черты
разных жанров
(
и
дневника
,
и
эссе
,
и
критического
опуса
,
и
так
называемой
«
лаборатории
писателя
»),
оказалась
уникальным
по
значимости
явлением
истории
и
критики
русской
литературы
.
Во
-
первых
,
тексты
из
«
Литературной
коллекции
»
позволяют
читателю
понять
солженицынское
видение
творческого
наследия
того
или
иного
художника
слова
.
Во
-
вторых
,
художественные манеры
писателей
оцениваются
Александром Исаевичем
в
неразрывном
единстве
произведения
и
историко
-
литературной
эпохи
.
(
Наиболее
яркие
примеры
: «
И
.
Шмелев
и
эмиграция
», «
Б
.
Пильняк
и
«
Россия
.
Революция
.
Мятель
», «
Е
.
Замятин
и Советская
Россия
», «
Л
.
Леонов
и
Ф
.
Достоевский
», «
М
.
Булгаков
и
советское
литературоведение
», «
В
.
Распутин
и
писатели
-
деревенщики
», «
Ф
.
Светлов
и
советский
быт
1970-
х
гг
.», «
И
.
Бродский
и
«
ирония
как
религия
всего ХХ
в
.»).
Как
отмечает
Г
.
Е
.
Жиляев
, «
коллекция помогает
лучше
увидеть
,
расшифровать
характернейшие
узлы
российской духовной жизни на протяжении нескольких десятилетий
».
В
-
третьих
,
ценностью
«
Литературной
коллекции
»
выступают
наблюдения Солженицына
в
области
«
писания
», «
делания
»
художественного
произведения
,
актуализируя
тем
самым
понятие
«
мастерская
писателя
» (2,
С
.
35).
В
этом
отношении
бесценны
наблюдения Солженицына
,
подходящего
к
творческому
процессу
как
к
тяжелому
,
кропотливому
труду
.
Исходя
из
данного
посыла
,
Солженицын
не
сдерживает
себя
в
собственных
оценках
и
характеристиках
творческих
методов
,
приемов
писателей
,
в
указании
не
только
сильных
граней
их
воплощенного
таланта
,
но
и
слабых
моментов
творчества
.
Последний
аспект
–
критический
взгляд
Солженицына
на
произведение
творца
–
является
основополагающим
для
текстов
из