Background Image
Previous Page  17 / 26 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 26 Next Page
Page Background

Необычный словарь русского языка А. И. Солженицына

15

языкового

расширения

»,

помогает

опубликованная

в

1997-2004

гг

.

в журнале

«

Новый мир

» «

Литературная

коллекция

».

«

Литературная

коллекция

»,

сочетающая

в

себе

черты

разных жанров

(

и

дневника

,

и

эссе

,

и

критического

опуса

,

и

так

называемой

«

лаборатории

писателя

»),

оказалась

уникальным

по

значимости

явлением

истории

и

критики

русской

литературы

.

Во

-

первых

,

тексты

из

«

Литературной

коллекции

»

позволяют

читателю

понять

солженицынское

видение

творческого

наследия

того

или

иного

художника

слова

.

Во

-

вторых

,

художественные манеры

писателей

оцениваются

Александром Исаевичем

в

неразрывном

единстве

произведения

и

историко

-

литературной

эпохи

.

(

Наиболее

яркие

примеры

: «

И

.

Шмелев

и

эмиграция

», «

Б

.

Пильняк

и

«

Россия

.

Революция

.

Мятель

», «

Е

.

Замятин

и Советская

Россия

», «

Л

.

Леонов

и

Ф

.

Достоевский

», «

М

.

Булгаков

и

советское

литературоведение

», «

В

.

Распутин

и

писатели

-

деревенщики

», «

Ф

.

Светлов

и

советский

быт

1970-

х

гг

.», «

И

.

Бродский

и

«

ирония

как

религия

всего ХХ

в

.»).

Как

отмечает

Г

.

Е

.

Жиляев

, «

коллекция помогает

лучше

увидеть

,

расшифровать

характернейшие

узлы

российской духовной жизни на протяжении нескольких десятилетий

».

В

-

третьих

,

ценностью

«

Литературной

коллекции

»

выступают

наблюдения Солженицына

в

области

«

писания

», «

делания

»

художественного

произведения

,

актуализируя

тем

самым

понятие

«

мастерская

писателя

» (2,

С

.

35).

В

этом

отношении

бесценны

наблюдения Солженицына

,

подходящего

к

творческому

процессу

как

к

тяжелому

,

кропотливому

труду

.

Исходя

из

данного

посыла

,

Солженицын

не

сдерживает

себя

в

собственных

оценках

и

характеристиках

творческих

методов

,

приемов

писателей

,

в

указании

не

только

сильных

граней

их

воплощенного

таланта

,

но

и

слабых

моментов

творчества

.

Последний

аспект

критический

взгляд

Солженицына

на

произведение

творца

является

основополагающим

для

текстов

из