ные заведения были закрыты вплоть до пасхальной сре-
ды. Страстная седмица проводилась еще строже".
Иностранец С. Герберштейн пишет, что среди рус-
ских
"некоторые принимают пищу в воскресенье и в суб-
боту, а в остальные воздерживаются от всякой пищи,
другие принимают пищу в воскресенье, вторник, четверг
и субботу. Также весьма многие довольствуются куском
хлеба с водой в понедельник, среду и пятницу"
.
Некоторые наиболее ревностные христиане во весь
пост не вкушали ничего приготовленного на огне, доволь-
ствуясь сухоядением, другие принимали пищу только на
закате солнца. Младенцев заставляли исполнять посты с
2-летнего возраста. Кроме воздержания в пище и питии,
уставом предусматривалась во время поста усиленная
молитва с поклонами. Поклоны были неотъемлемой ча-
стью как церковной, так и домашней молитвы право-
славного русского человека.
В подтверждение этого достаточно привести лишь
свидетельство Павла Алеппского, присутствовавшего в
одном московском храме в 1656 г. в среду 5-й седмицы
поста, во время чтения Великого канона преподобного
Андрея Критского, что все молящиеся положили более
тысячи земных поклонов. По учению святых отцов, по-
клоны, как и пост, имели ту же задачу
- "томить плоть
свою, да не воюет на дух".
В "Истории о отцех и страдальцех Соловецких" есть
рассказ об одном подвижнике, который на исповеди пе-
ред смертью открыл духовнику, что келейное правило он
совершил вперед на 30 лет, то есть положил бесчисленное
число поклонов и прочитал сотни тысяч молитв. И этот
случай не единичный. Так, преподобный Иосиф Волоц-
кий предписывал своим духовным детям делать в свобод-
ное время запас молитв и поклонов на будущее:
"Аще ли
день случится покоен, ино и на иной день вперед правила
запасти льзя".
Еще в ХVII веке пост наряду с молитвой
занимал важнейшее место в жизни русских людей. Даже
в непостные периоды постились ежедневно до 2-З часов
дня, строго соблюдали среды и пятницы, нередко добав-