"Аще кто постится, не творя милостыни, то не ус-
певает ничтоже".
"Пост на небо ведет человека, а
милостыня в царство вселяет".
"Милостыня бо сово-
куплена с пощением, от смерти избавляет человеки,
рекше вечныя муки".
В ХVII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве
мало бедных, просящих милостыню, так как было
"много
домов для помещения их и ежедневная выдача потребно-
го для жизни".
Кроме того, бедные были распределены по
разрядным спискам между боярами для получения еже-
дневного пропитания.
"Русские отличаются беспримерною благотворитель-
ностью по отношению к бедным, для их просьб у них все-
гда открыты уши и расжаты руки, так что в Москве
можно видеть, как целые толпы нищих получают около
домов богатых людей пищу"
(Я. Рейтенфельс).
Епитимии были тайные и публичные. Тайные епити-
мии предполагали воздержание от некоторых родов пи-
щи (мяса, молока, меда), а также удаление на время от
святыни и исполнение предписанных поклонов и молитв.
Сроки таких епитимий были указаны в так называемых
епитимийниках. Христианам, подвергшимся публичной
епитимии, разрешалось древним уставом стоять в церк-
ви только до Литургии верных, а затем они выходили в
притвор и стояли там до конца службы. Однако за Вечер-
ней и Утреней им позволялось стоять в самой церкви.
Эти епитимии в какой-то мере напоминали собой пока-
янную дисциплину древней христианской Церкви.
Так, например, Поместный собор 1554 года за
"зломудрствование о святых иконах"
наложил на дьяка
И. Висковатого трехлетнюю епитимию: весь первый год
он должен был плакать, стоя вне церковных дверей, и ис-
поведовать свой грех пред всеми входящими в храм; в
течение второго года - присутствовать в храме до Литур-
гии верных; на третий год - стоять в храме с верными, но
без права приобщаться Святых Таин. Только по исполне-
нии этой епитимии ему разрешили причаститься. Нахо-