Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  32 / 158 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 32 / 158 Next Page
Page Background

"Аще кто постится, не творя милостыни, то не ус-

певает ничтоже".

"Пост на небо ведет человека, а

милостыня в царство вселяет".

"Милостыня бо сово-

куплена с пощением, от смерти избавляет человеки,

рекше вечныя муки".

В ХVII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве

мало бедных, просящих милостыню, так как было

"много

домов для помещения их и ежедневная выдача потребно-

го для жизни".

Кроме того, бедные были распределены по

разрядным спискам между боярами для получения еже-

дневного пропитания.

"Русские отличаются беспримерною благотворитель-

ностью по отношению к бедным, для их просьб у них все-

гда открыты уши и расжаты руки, так что в Москве

можно видеть, как целые толпы нищих получают около

домов богатых людей пищу"

(Я. Рейтенфельс).

Епитимии были тайные и публичные. Тайные епити-

мии предполагали воздержание от некоторых родов пи-

щи (мяса, молока, меда), а также удаление на время от

святыни и исполнение предписанных поклонов и молитв.

Сроки таких епитимий были указаны в так называемых

епитимийниках. Христианам, подвергшимся публичной

епитимии, разрешалось древним уставом стоять в церк-

ви только до Литургии верных, а затем они выходили в

притвор и стояли там до конца службы. Однако за Вечер-

ней и Утреней им позволялось стоять в самой церкви.

Эти епитимии в какой-то мере напоминали собой пока-

янную дисциплину древней христианской Церкви.

Так, например, Поместный собор 1554 года за

"зломудрствование о святых иконах"

наложил на дьяка

И. Висковатого трехлетнюю епитимию: весь первый год

он должен был плакать, стоя вне церковных дверей, и ис-

поведовать свой грех пред всеми входящими в храм; в

течение второго года - присутствовать в храме до Литур-

гии верных; на третий год - стоять в храме с верными, но

без права приобщаться Святых Таин. Только по исполне-

нии этой епитимии ему разрешили причаститься. Нахо-