ляли к этому еще личные посты. По свидетельству Павла
Алеппского, русские
"все - от вельмож до бедняков - при-
бавляли к тому, что содержится в постановлениях Ти-
пикона …пост ежедневный до 9-го часа (т.е. до 3-х часов
дня) или выхода от Обедни
". Об этом также упоминает в
описании своего путешествия в Россию один из прибли-
женных австрийского императора Максимилиана - И.
Кобенцель:
"А князь Димитрий, главнейший из моих про-
вожатых, не иначе садился за обед, как по отслушании
Обедни".
Во время бедствий первым единодушным стремлени-
ем православных было обращение к покаянию, молитве и
посту. В 1654 году, когда началась "моровая язва", к пре-
бывавшему тогда в Коломне патриарху Антиохийскому
Макарию явились знатные горожане с просьбой благосло-
вить им строгий пост в течение недели. Но патриарх бла-
гословил только на три дня.
"Воевода издал приказ, что-
бы в течение трех дней не резали скот и не открывали
питейных домов… Все постились в течение этих трех
дней строго, не вкушая ничего до 9-го часа, и стремились
к службам церковным с полным благоговением и стра-
хом, даже и маленькие дети".
"
В несчастье они (русские) тверды духом
, - пишет в
своем "Сказании" Я. Рейтенфельс, -
не поддаются скорби,
а к счастью равнодушны… что бы ни случилось, утеша-
ют себя словами: "так Богу угодно, Он так все устрояет
к лучшему".
Таково было отношение русских к посту.
Наивысшим подвигом во время поста считалось ми-
лосердие к ближним. Каждому христианину вменялось
Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях,
находящихся в бедности.
"Убогия помилуйте,
- говорит
древнее поучение о посте, -
нищих, и немощных, и на
улице лежащих, и седящих посещайте, сущая же в тем-
ницы и беде милуйте и утешайте, нагия одевайте".
Милостыня бедным в древней Руси рассматривалась
как необходимая спутница говенья, придающая ему
нравственную ценность: