Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  56 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 56 / 88 Next Page
Page Background

рочная женщина, недостойная ухаживать за ребенком. У Не-

мировича-Данченко офицер шантажирует сестру Васильеву,

грозясь огласить ее прежнюю жизнь. Но, необходимо отме-

тить, что, ставшая сестрой милосердия, – абсолютно не типич-

ная героиня русской литературы вплоть до конца Первой ми-

ровой войны.

К концу XIX – началу XX века формируется целый пласт

литературы о сестрах милосердия, ориентированной, прежде

всего, на детскую и юношескую аудиторию (П. А. Сергеенко

«Сестра милосердия», К. В. Лукашевич «Даша Севастополь-

ская», Т. П. Мятлева «Сестра милосердия», Л. А. Чарская

«Сестра Марина», Кукель [В. А. Лунин] «Сестра милосердия» и

др.). Так как сестринское дело добровольное, одной из задач

автора становится показать, как женщина решает принять на

себя столь нелегкий труд. Изначальное положение девушки

можно охарактеризовать как конфликт с окружающим ее ми-

ром, обозначенный либо происходящий в душе героини. По-

этому стать сестрой – это всегда уход (от своей неустроенной

жизни, без смысла, без семьи, без любимого человека). Это зна-

ковое событие, уязвляющее общественные представления о

«правильной» женской роли, иногда оно даже трактуется как

нарушение приличий, ведь «женщинам и девушкам стыдно и

невозможно быть сиделками в госпиталях» [14, с. 24], видеть и

прикасаться к обнаженному мужскому телу. Но в Англии Ф.

Найтингейл уже удалось переломить это представление, сест-

ринское дело стало благопристойным занятием для женщины.

Мотивация ухода в сестры милосердия ограничена не-

сколькими вариантами. В первом обеспеченная девушка, не-

довольная праздностью и скукой своего положения, решает

пойти в сестры. Для второго характерна изначальная обособ-

ленность девушки, ее сиротство (К. Лукашевич) либо марги-

нальный статус (В. Немирович-Данченко). Она всеми прези-

раема и унижена,

«каждый обидеть может».

Поэтому ее забот-

ливость в сестрах звучит в христианском духе: в ответ на го-

нения – великодушие и любовь к людям. Происходит и объеди-

нение двух вариантов в образе сироты, живущей в доме бога-

тых родственников и не принимающей такую жизнь (Л. Чар-

ская). Следующим распространенным мотивом ухода стано-

вится личная трагедия, когда женщина, потеряв любимого

мужа/жениха и/или детей, пытается изжить свое горе в забо-

те о других страдальцах (П. Сергеенко, Т. Мятлева, Л. Чар-