Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  60 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 60 / 88 Next Page
Page Background

претерпевает изменения.

«Чистый образ сестры милосердия с

ее готовой на самопожертвование любовью к солдату, кото-

рый остался запечатленным в литературе и в воспоминани-

ях после русско-турецкой войны 1877–1878 гг., – был почти

вытеснен в эту войну типом сестры с завитушками, духами,

шелковыми юбками и т.п., так непохожую на тех, кого они

<солдаты – О.С.> привыкли так ласково называть

“сестрицами”»

[15, с. 383]. Свидетельства об этом встречаем в

мемуарах:

«На санитарах лежала вся черная работа, так как

сестры в этом госпитале причисляли себя к врачебному персо-

налу. Это уже была другая категория сестер: в большинстве

– светские барыньки, которые надели косынки сестер мило-

сердия либо для того, чтобы быть поближе к мужьям, либо в

поисках приключений и сильных ощущений»

(А. А. Игнатьев

«Пятьдесят лет в строю»). В. Вересаев писал:

«Сестры... <…>

были “белыми ангелами, утоляющими муки раненых воинов”.

Как таким “ангелам”, им пелись всеобщие хвалы, каждый уж

заранее был готов умиляться перед ними, их осыпали награ-

дами. Сколько я знаю, ни одна сестра не воротилась с войны

без одной или двух медалей; достаточно было, чтобы за сот-

ню сажен прожужжала пуля или лопнула шрапнель, – и сест-

ру награждали георгиевской ленточкой. Сестрам же, имев-

шим знакомство в верхах, не нужно было и этого: они получа-

ли георгиевские ленточки просто за знакомство с власть иму-

щими»

(«На японской войне»). Формируется образ легкомыслен-

ной, не лишенной тщеславия кокетки, окруженной обществом

офицеров. Но сестры продолжают проповедовать нравствен-

ные ценности. В. Вересаев в тех же записках пишет:

«Сестры

начали стыдить солдат, говорили, что воровать нехоро-

шо»

(«На японской войне»).

После русско-японской войны образ сестры милосердия

вновь идеализируется. Писатели, осознавая противоестествен-

ность, «неправильность» нахождения женщины на фронте,

стремились обозначить ее место. Так в военной литературе

развивается привычный стереотип о женщине как украшении

в жизни мужчины. В поэзии и прозе воспевается молодость,

красота и очарование сестер, что вступает в противоречие с

реалиями войны. На фронте молодость и внешняя привлека-

тельность отвлекают сестру от работы, делают ее объектом по-

стоянных ухаживаний со стороны раненых, поэтому многие

врачи набирали сестер в возрасте:

«Путем долгой сортировки