претерпевает изменения.
«Чистый образ сестры милосердия с
ее готовой на самопожертвование любовью к солдату, кото-
рый остался запечатленным в литературе и в воспоминани-
ях после русско-турецкой войны 1877–1878 гг., – был почти
вытеснен в эту войну типом сестры с завитушками, духами,
шелковыми юбками и т.п., так непохожую на тех, кого они
<солдаты – О.С.> привыкли так ласково называть
“сестрицами”»
[15, с. 383]. Свидетельства об этом встречаем в
мемуарах:
«На санитарах лежала вся черная работа, так как
сестры в этом госпитале причисляли себя к врачебному персо-
налу. Это уже была другая категория сестер: в большинстве
– светские барыньки, которые надели косынки сестер мило-
сердия либо для того, чтобы быть поближе к мужьям, либо в
поисках приключений и сильных ощущений»
(А. А. Игнатьев
«Пятьдесят лет в строю»). В. Вересаев писал:
«Сестры... <…>
были “белыми ангелами, утоляющими муки раненых воинов”.
Как таким “ангелам”, им пелись всеобщие хвалы, каждый уж
заранее был готов умиляться перед ними, их осыпали награ-
дами. Сколько я знаю, ни одна сестра не воротилась с войны
без одной или двух медалей; достаточно было, чтобы за сот-
ню сажен прожужжала пуля или лопнула шрапнель, – и сест-
ру награждали георгиевской ленточкой. Сестрам же, имев-
шим знакомство в верхах, не нужно было и этого: они получа-
ли георгиевские ленточки просто за знакомство с власть иму-
щими»
(«На японской войне»). Формируется образ легкомыслен-
ной, не лишенной тщеславия кокетки, окруженной обществом
офицеров. Но сестры продолжают проповедовать нравствен-
ные ценности. В. Вересаев в тех же записках пишет:
«Сестры
начали стыдить солдат, говорили, что воровать нехоро-
шо»
(«На японской войне»).
После русско-японской войны образ сестры милосердия
вновь идеализируется. Писатели, осознавая противоестествен-
ность, «неправильность» нахождения женщины на фронте,
стремились обозначить ее место. Так в военной литературе
развивается привычный стереотип о женщине как украшении
в жизни мужчины. В поэзии и прозе воспевается молодость,
красота и очарование сестер, что вступает в противоречие с
реалиями войны. На фронте молодость и внешняя привлека-
тельность отвлекают сестру от работы, делают ее объектом по-
стоянных ухаживаний со стороны раненых, поэтому многие
врачи набирали сестер в возрасте:
«Путем долгой сортировки