Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  3 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 122 Next Page
Page Background

Благотворительность в истории РПЦ

Церковь на Руси соединяла в одно общество людей раз-

ных состояний или во имя цели, или тайного назначения,

или во имя чувства сострадания и милосердия.

В. О. Ключевский

Предлагаем вашему вниманию доклад митрополита Во-

ронежского и Борисоглебского Сергия, Председателя Отде-

ла по церковной благотворительности и социальному слу-

жению Московского Патриархата на Юбилейном Архие-

рейском Соборе Русской Православной Церкви (13-

16.08.2000 г.)

История церковной благотворительности.

Социальное служение Церкви:

X-XX

вв.

Некоторые законы Византийской империи и свидетель-

ства историков позволяют говорить о том, что в христиан-

ском государстве, каковым являлась Византия, милосердие

считалось особой добродетелью. Оно понималось как готов-

ность подать милостыню убогому, впавшему в несчастье, и

как сострадание к увечному.

"Если кто попросит тебя

дать ему милостыню, подай ее с готовностью и не мед-

ля... если это был незнакомец, считай, что это был Хри-

стос, и благодари",

– наставляет сына византийский хри-

стианский мыслитель Кекавмен. Особой добродетелью счи-

талось ухаживать за престарелыми и больными, в том чис-

ле и за теми, кто страдал проказой или эпилепсией. При

целом ряде константинопольских монастырей существова-

ли странноприимные дома и больницы.

Принятие христианства древней Русью в X веке, несо-

мненно, означало шаг вперед в нравственном развитии

древнерусского общества. Известно, что до принятия хри-

стианства на Руси, где господствовало язычество, связан-

ное с поклонением множеству богов и природных стихий,

существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые

с идеей милосердия. И хотя в древней Руси отсутствовала

смертная казнь, и существовало гуманное отношение к ра-

бам, все же были человеческие жертвоприношения, жены

сжигались вместе с умершими мужьями, а мать имела пра-