Благотворительность в истории РПЦ
Церковь на Руси соединяла в одно общество людей раз-
ных состояний или во имя цели, или тайного назначения,
или во имя чувства сострадания и милосердия.
В. О. Ключевский
Предлагаем вашему вниманию доклад митрополита Во-
ронежского и Борисоглебского Сергия, Председателя Отде-
ла по церковной благотворительности и социальному слу-
жению Московского Патриархата на Юбилейном Архие-
рейском Соборе Русской Православной Церкви (13-
16.08.2000 г.)
История церковной благотворительности.
Социальное служение Церкви:
X-XX
вв.
Некоторые законы Византийской империи и свидетель-
ства историков позволяют говорить о том, что в христиан-
ском государстве, каковым являлась Византия, милосердие
считалось особой добродетелью. Оно понималось как готов-
ность подать милостыню убогому, впавшему в несчастье, и
как сострадание к увечному.
"Если кто попросит тебя
дать ему милостыню, подай ее с готовностью и не мед-
ля... если это был незнакомец, считай, что это был Хри-
стос, и благодари",
– наставляет сына византийский хри-
стианский мыслитель Кекавмен. Особой добродетелью счи-
талось ухаживать за престарелыми и больными, в том чис-
ле и за теми, кто страдал проказой или эпилепсией. При
целом ряде константинопольских монастырей существова-
ли странноприимные дома и больницы.
Принятие христианства древней Русью в X веке, несо-
мненно, означало шаг вперед в нравственном развитии
древнерусского общества. Известно, что до принятия хри-
стианства на Руси, где господствовало язычество, связан-
ное с поклонением множеству богов и природных стихий,
существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые
с идеей милосердия. И хотя в древней Руси отсутствовала
смертная казнь, и существовало гуманное отношение к ра-
бам, все же были человеческие жертвоприношения, жены
сжигались вместе с умершими мужьями, а мать имела пра-