Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 122 Next Page
Page Background

единения народа, В. О. Ключевский подчеркивал, что

"Церковь

на Руси соединяла в одно общество людей разных состояний

или во имя цели, или тайного назначения, или во имя чувства

сострадания и милосердия".

Русская Православная Церковь, структурное формирова-

ние которой завершилось в эпоху Ярослава Мудрого (1019-

1054 гг.), создала и свой благотворительный центр, который

размещался в стенах Киево-Печерского монастыря. Этот мона-

стырь был известен своим милосердием по отношению к нуж-

дающимся: при нем была бесплатная гостиница для богомоль-

цев, лечебница на 80 кроватей и бесплатная трапезная для

бедных странников.

По утверждению историков Церкви, преподобный Феодо-

сий, показавший пример

"заступничества и благотворения"

по отношению к жертвам тогдашнего кривосудия, каждую не-

делю отправлял воз печеного хлеба в тюрьму заключенным и

добивался перед князем их освобождения.

В XII веке был основан больничный Троицкий мужской мо-

настырь Николой Святошей, где имелась больница на 32 кро-

вати

с

аптекою.

Так

складывался

милосердно-

благотворительный институт Русской Православной Церкви,

имевший в лице монахов своих социальных работников, свои

больницы, аптеки, а также обладавший финансовыми средст-

вами из "десятины".

2. Монгольский период

С XII века начался процесс упадка Киевского государства.

Киевская Русь распалась на отдельные независимые феодаль-

ные княжества, и уже в XIII веке татаро-монгольское нашест-

вие поработило ослабленную междоусобными войнами князей

Русь. Если в домонгольский период на Руси существовала не

только церковная благотворительность, но и частная милосты-

ня, светское попечение о бедных, то в период нашествия тата-

ро-монголов на Русь милосердие

"фактически находилось в ру-

ках духовенства, которому делались богатые приношения на

бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от та-

тарских даней и поборов".

В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло русское

государство, Русская Православная Церковь, имевшая к концу

ХШ века около 100 монастырей, одновременно стала единст-