единения народа, В. О. Ключевский подчеркивал, что
"Церковь
на Руси соединяла в одно общество людей разных состояний
или во имя цели, или тайного назначения, или во имя чувства
сострадания и милосердия".
Русская Православная Церковь, структурное формирова-
ние которой завершилось в эпоху Ярослава Мудрого (1019-
1054 гг.), создала и свой благотворительный центр, который
размещался в стенах Киево-Печерского монастыря. Этот мона-
стырь был известен своим милосердием по отношению к нуж-
дающимся: при нем была бесплатная гостиница для богомоль-
цев, лечебница на 80 кроватей и бесплатная трапезная для
бедных странников.
По утверждению историков Церкви, преподобный Феодо-
сий, показавший пример
"заступничества и благотворения"
по отношению к жертвам тогдашнего кривосудия, каждую не-
делю отправлял воз печеного хлеба в тюрьму заключенным и
добивался перед князем их освобождения.
В XII веке был основан больничный Троицкий мужской мо-
настырь Николой Святошей, где имелась больница на 32 кро-
вати
с
аптекою.
Так
складывался
милосердно-
благотворительный институт Русской Православной Церкви,
имевший в лице монахов своих социальных работников, свои
больницы, аптеки, а также обладавший финансовыми средст-
вами из "десятины".
2. Монгольский период
С XII века начался процесс упадка Киевского государства.
Киевская Русь распалась на отдельные независимые феодаль-
ные княжества, и уже в XIII веке татаро-монгольское нашест-
вие поработило ослабленную междоусобными войнами князей
Русь. Если в домонгольский период на Руси существовала не
только церковная благотворительность, но и частная милосты-
ня, светское попечение о бедных, то в период нашествия тата-
ро-монголов на Русь милосердие
"фактически находилось в ру-
ках духовенства, которому делались богатые приношения на
бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от та-
тарских даней и поборов".
В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло русское
государство, Русская Православная Церковь, имевшая к концу
ХШ века около 100 монастырей, одновременно стала единст-