Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 122 Next Page
Page Background

во умертвить новорожденную дочь, если семейство было мно-

гочисленным.

1. Киевский период

Русский народ с самых древнейших времен воспринял

христианское учение о милосердии как о всеобъемлющей люб-

ви к ближнему, как традицию, унаследованную от Церкви

Константинопольской и Царствующего Града. Так, обращаясь

к князю Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчер-

кивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божест-

венные заповеди:

"просящим давал, нагих одевал, жаждущих и

алчущих насыщал, болящих утешением всяческим утешал,

должников искупал, рабам даруя свободу".

В этом святитель

Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа-

Спасителя, какое осуществил в своей государственной дея-

тельности святой равноапостольный великий князь Владимир.

"И не могу сказать о всей его милости

, – продолжает ми-

трополит Илларион. –

Не только в дому своем милостыню

творил, но и по всему городу, и не в Киеве одном, но по всей

земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню тво-

рил – всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя".

Таким образом, благотворительная деятельность князя

Владимира предстает, согласно свидетельству митрополита

Иллариона как образец воплощения христианского идеала ми-

лосердия.

Надо сказать, что идея милосердия получила в древней Ру-

си широкое распространение. Церковь с самых первых дней

своего существования категорически запретила принесение

человеческих жертв божествам, ритуальные убийства жен или

рабынь после смерти их мужей и господ.

Русская традиция милосердия, по мнению видного отече-

ственного историка В. О. Ключевского, во внешнем своем про-

явлении направлялась преимущественно в одну только сторо-

ну:

"человеколюбие на деле значило нищелюбие".

В то время

преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерус-

ский благотворитель, "Христолюбец", помышлял лишь о собст-

венном духовном совершенствовании. По утверждению В. О.

Ключевского,

"нищенство считалось в древней Руси не эконо-

мическим бременем для народа, не язвой общественного по-

рядка, а одним из главных средств нравственного воспитания