во умертвить новорожденную дочь, если семейство было мно-
гочисленным.
1. Киевский период
Русский народ с самых древнейших времен воспринял
христианское учение о милосердии как о всеобъемлющей люб-
ви к ближнему, как традицию, унаследованную от Церкви
Константинопольской и Царствующего Града. Так, обращаясь
к князю Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчер-
кивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божест-
венные заповеди:
"просящим давал, нагих одевал, жаждущих и
алчущих насыщал, болящих утешением всяческим утешал,
должников искупал, рабам даруя свободу".
В этом святитель
Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа-
Спасителя, какое осуществил в своей государственной дея-
тельности святой равноапостольный великий князь Владимир.
"И не могу сказать о всей его милости
, – продолжает ми-
трополит Илларион. –
Не только в дому своем милостыню
творил, но и по всему городу, и не в Киеве одном, но по всей
земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню тво-
рил – всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя".
Таким образом, благотворительная деятельность князя
Владимира предстает, согласно свидетельству митрополита
Иллариона как образец воплощения христианского идеала ми-
лосердия.
Надо сказать, что идея милосердия получила в древней Ру-
си широкое распространение. Церковь с самых первых дней
своего существования категорически запретила принесение
человеческих жертв божествам, ритуальные убийства жен или
рабынь после смерти их мужей и господ.
Русская традиция милосердия, по мнению видного отече-
ственного историка В. О. Ключевского, во внешнем своем про-
явлении направлялась преимущественно в одну только сторо-
ну:
"человеколюбие на деле значило нищелюбие".
В то время
преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерус-
ский благотворитель, "Христолюбец", помышлял лишь о собст-
венном духовном совершенствовании. По утверждению В. О.
Ключевского,
"нищенство считалось в древней Руси не эконо-
мическим бременем для народа, не язвой общественного по-
рядка, а одним из главных средств нравственного воспитания