народа, состоящим при Церкви практическим институтом
благонравия".
В 996 году князем Владимиром учреждаются
"богадельни,
гостиницы, дома странноприимства, а лекари и все люди
увечные... были подсудны одним Епископам".
Причем на их со-
держание была определена "десятина" (от продажи хлеба, ско-
та, судебных пошлин и т.п.).
Находясь под влиянием евангельского учения о милосер-
дии, святой князь Владимир в числе первых показывал при-
мер сострадательности к тем, кто нуждается в помощи – к убо-
гим, нищим, сиротам. Вопреки сложившимся в дохристиан-
скую эпоху обычаям и правилам, князь позволял
"всякому ни-
щему и убогому
" являться на княжий двор, получать еду, а для
больных, которые не могли приходить сами, отправлял повоз-
ки, груженые хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и ква-
сом .
Вслед за святым князем Владимиром активно занимались
благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе
особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича, при
котором было открыто первое в Новгороде училище для бед-
ных юношей. Но более других "нищелюбием" прославился Вла-
димир Мономах, завещавший своим детям:
"всего же паче убо-
гих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кор-
мите".
Русская Православная Церковь с самого начала взяла в
свои руки заботу о людях, лишенных средств к существова-
нию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ
дело "общественного призрения" находилось исключительно в
руках Церкви. Дела милосердия и благотворительности были
нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Вла-
димира. Так, например, в соответствии с данным Уставом на-
ряду с "чернецами и попами", "нищие, слепые и хромые" счи-
тались "церковными людьми". В другом же документе –
"Правиле о церковных людях" (XIII в.) – перечисляется ряд бла-
готворительных дел, требующих большого количества церков-
ных средств:
"...нищих кормление и чад мног, странным при-
лежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, де-
вицам потребы, обидным заступление, в напастях поможе-
нье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе пре-
кормление, в худобе умирая покровы и гробы".
Отмечая особую роль Русской Православной Церкви в деле