Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  5 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 122 Next Page
Page Background

народа, состоящим при Церкви практическим институтом

благонравия".

В 996 году князем Владимиром учреждаются

"богадельни,

гостиницы, дома странноприимства, а лекари и все люди

увечные... были подсудны одним Епископам".

Причем на их со-

держание была определена "десятина" (от продажи хлеба, ско-

та, судебных пошлин и т.п.).

Находясь под влиянием евангельского учения о милосер-

дии, святой князь Владимир в числе первых показывал при-

мер сострадательности к тем, кто нуждается в помощи – к убо-

гим, нищим, сиротам. Вопреки сложившимся в дохристиан-

скую эпоху обычаям и правилам, князь позволял

"всякому ни-

щему и убогому

" являться на княжий двор, получать еду, а для

больных, которые не могли приходить сами, отправлял повоз-

ки, груженые хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и ква-

сом .

Вслед за святым князем Владимиром активно занимались

благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе

особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича, при

котором было открыто первое в Новгороде училище для бед-

ных юношей. Но более других "нищелюбием" прославился Вла-

димир Мономах, завещавший своим детям:

"всего же паче убо-

гих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кор-

мите".

Русская Православная Церковь с самого начала взяла в

свои руки заботу о людях, лишенных средств к существова-

нию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ

дело "общественного призрения" находилось исключительно в

руках Церкви. Дела милосердия и благотворительности были

нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Вла-

димира. Так, например, в соответствии с данным Уставом на-

ряду с "чернецами и попами", "нищие, слепые и хромые" счи-

тались "церковными людьми". В другом же документе –

"Правиле о церковных людях" (XIII в.) – перечисляется ряд бла-

готворительных дел, требующих большого количества церков-

ных средств:

"...нищих кормление и чад мног, странным при-

лежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, де-

вицам потребы, обидным заступление, в напастях поможе-

нье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе пре-

кормление, в худобе умирая покровы и гробы".

Отмечая особую роль Русской Православной Церкви в деле