Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  109 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 109 / 198 Next Page
Page Background

…я любил

Все обольщенья света, но не свет.

Историк считал, что «личное чувство поэта само по себе,

независимо от его поэтической обработки, не более как психо-

логическое явление. Но если оно отвечает настроению народа,

то поэзия, согретая этим чувством, становится явлением на-

родной жизни, историческим фактом».

Находясь между вялым фатализмом Востока и энергичной

самоуверенностью Запада, грусть в России приняла своеобраз-

ный оттенок национальной религиозности. Поэзия Лермонтова

своим происхождением «тесно соприкасается с нравственной

историей нашего общества». Поэтому она, имея «значение важ-

ного исторического симптома», всегда остается любопытным

психологическим явлением и никогда не утратит своих худо-

жественных красот: «тома Лермонтова могут истлеть, но не по-

стареют и сумеют быть ровесниками даже нашим внукам».

В статьях Ключевского о культуре есть ряд ценных авто-

биографических признаний историка. Так, в работе

«Воспоминания о Н. И Новикове и его времени» он привел

«библиографическую подробность из своего детства», когда в

деревенской глуши, где нецерковная книга была большой ред-

костью, ему попались две изданные Новиковым поэмы –

«Иосиф» Битобэ и «Потерянный рай» Мильтона вместе с альма-

нахом H. M. Карамзина «Аглая» Они были в числе первых книг,

прочитанных семилетним Ключевским. Любопытны и свиде-

тельства Ключевского о восприятии им литературы. К приме-

ру: «Не успели миновать наши школьные годы, мы только что

затвердили «Онегина», как на нас легли два новых литератур-

ных впечатления, и таких глубоких, каких не оставляли в нас

дальнейшие произведения русской литературы…Мы прочита-

ли «Дворянское гнездо» и «Обломов»…Нам они показались дву-

мя частями одной книги об умирающих. Обе пьесы – похорон-

ные песни: в одной отпевался известный житейский порядок,

в другой – общественный тип». Люди, близко знавшие Ключев-

ского, утверждали, что Лиза Калитина была его любимым лите-

ратурным женским образом. Ключевский называл Тургенева

«писателем своего поколения», как, кстати, и Лермонтова –

«поэтом нашей молодости». А созданный Тургеневым образ

Гамлета Щигровского уезда (он «заставляет горько задуматься

над странной судьбой нашей образованности, которая отрыва-

ла людей от действительности и делала их какими-то мучени-