Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  39 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 198 Next Page
Page Background

друг с другом: того и другого создал Господь

(Прит. 22:2). По-

этому в законе, данном через Моисея народу израильскому,

Господь берет бедных под Свою защиту. Он запрещает нару-

шать права бедных:

Не суди превратно тяжбы бедного твоего

(Исх. 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих

братьев (см. цит. выше: Втор. 15:11). Особенно много установ-

лений, относящихся к нуждающимся в помощи, т. е. вдовам и

сиротам, чужеземцам и бедным, содержится в книге Второза-

коние.

Ко времени отхода общества от патриархальных устоев,

особенно во времена Давида и Соломона, усилились противо-

речия между богатыми и бедными. Богатство перестало быть

следствием праведной богоугодной жизни, и вот в Притчах

встречаем мы просьбу:

«Суету и ложь удали от меня, нищеты

и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, да-

бы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Гос-

подь?» и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога

моего всуе»

(Притч. 30:8-9). Премудрый не хочет быть богачом-

эксплуататором - таким, которых обличают пророки:

Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле

к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы

одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф:

многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые -

без жителей

(Ис. 5:8, 9).

Так говорит Господь: за три преступ-

ления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что прода-

ют правого за серебро и бедного - за пару сандалий

(Ам. 2:6).

Не по закону приобретенное богатство лишено Божьего

благословения, и наоборот - зависимость от Божьей поддерж-

ки приближает бедных к Господу:

И будет Господь прибежи-

щем угнетенному, прибежищем во времена скорби

(Пс. 9:10).

Ветхий Завет, как уже указано выше, вменял в обязанность

людям обеспеченным и, тем более, богатым заботу о бедных. О

том, каково было нравственное состояние народа во времена

земной жизни Спасителя, можно судить по посланию апостола

Иакова (гл. 4-5). Поэтому евангельская притча о богаче,

«веселившемся на вся дни светло»,

и бедном Лазаре была для

слушающих слово Христово не только понятной, но и актуаль-

ной.

Одно из древнейших изображений причти - миниатюра в

рукописи слов святителя Григория Богослова (Национальная

библиотека в Париже), созданной в 880-883 гг. для императо-