друг с другом: того и другого создал Господь
(Прит. 22:2). По-
этому в законе, данном через Моисея народу израильскому,
Господь берет бедных под Свою защиту. Он запрещает нару-
шать права бедных:
Не суди превратно тяжбы бедного твоего
(Исх. 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих
братьев (см. цит. выше: Втор. 15:11). Особенно много установ-
лений, относящихся к нуждающимся в помощи, т. е. вдовам и
сиротам, чужеземцам и бедным, содержится в книге Второза-
коние.
Ко времени отхода общества от патриархальных устоев,
особенно во времена Давида и Соломона, усилились противо-
речия между богатыми и бедными. Богатство перестало быть
следствием праведной богоугодной жизни, и вот в Притчах
встречаем мы просьбу:
«Суету и ложь удали от меня, нищеты
и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, да-
бы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Гос-
подь?» и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога
моего всуе»
(Притч. 30:8-9). Премудрый не хочет быть богачом-
эксплуататором - таким, которых обличают пророки:
Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле
к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы
одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф:
многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые -
без жителей
(Ис. 5:8, 9).
Так говорит Господь: за три преступ-
ления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что прода-
ют правого за серебро и бедного - за пару сандалий
(Ам. 2:6).
Не по закону приобретенное богатство лишено Божьего
благословения, и наоборот - зависимость от Божьей поддерж-
ки приближает бедных к Господу:
И будет Господь прибежи-
щем угнетенному, прибежищем во времена скорби
(Пс. 9:10).
Ветхий Завет, как уже указано выше, вменял в обязанность
людям обеспеченным и, тем более, богатым заботу о бедных. О
том, каково было нравственное состояние народа во времена
земной жизни Спасителя, можно судить по посланию апостола
Иакова (гл. 4-5). Поэтому евангельская притча о богаче,
«веселившемся на вся дни светло»,
и бедном Лазаре была для
слушающих слово Христово не только понятной, но и актуаль-
ной.
Одно из древнейших изображений причти - миниатюра в
рукописи слов святителя Григория Богослова (Национальная
библиотека в Париже), созданной в 880-883 гг. для императо-