думаем и поспорим. Но когда видишь, что человек тонет, пер-
вое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая,
как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатле-
ние произведет на него наша помощь. При обсуждении уча-
стия, какое могут принять в деле помощи народу правительст-
во, земство и общество, надобно разделять различные элемен-
ты и мотивы: экономическую политику, принимающую меры,
чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных
условий, и следствия помощи, могущие оказаться невыгодны-
ми с точки зрения полиции и общественной дисциплины, и
возможность всяких злоупотреблений. Все это соображения,
которые относятся к компетенции подлежащих ведомств, но
которых можно не примешивать к благотворительности в соб-
ственном смысле. Нам, частным лицам, открыта только такая
благотворительность, а она может руководиться лишь нравст-
венным побуждением, чувством сострадания к страдающему.
Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он
дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую,
по миновании нужды, позаботятся исправить подлежащие
власти и влияния.
Так понимали у нас частную благотворительность в стари-
ну; так, без сомнения, понимаем ее и мы, унаследовав путем
исторического воспитания добрые понятия и навыки старины.
Древнерусское общество под руководством церкви в про-
должение веков прилежно училось понимать и исполнять и
вторую из двух основных заповедей, в которых заключаются
весь закон и пророки,—заповедь о любви к ближнему. При об-
щественной безурядице, при недостатке безопасности для сла-
бого и защиты для обижаемого, практика этой заповеди на-
правлялась преимущественно в одну сторону: любовь к ближ-
нему полагали прежде всего в подвиге сострадания к стражду-
щему, ее первым требованием признавали личную милостыню.
Идея этой милостыни полагалась в основание практического
нравоучения; потребность в этом подвиге воспитывалась все-
ми тогдашними средствами духовно-нравственной педагоги-
ки. Любить ближнего — это прежде всего накормить голодно-
го, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Че-
ловеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность
была не столько вспомогательным средством общественного
благоустройства, сколько необходимым условием личного
нравственного здоровья: она больше нужна была самому ни-