Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  76 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 76 / 198 Next Page
Page Background

думаем и поспорим. Но когда видишь, что человек тонет, пер-

вое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая,

как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатле-

ние произведет на него наша помощь. При обсуждении уча-

стия, какое могут принять в деле помощи народу правительст-

во, земство и общество, надобно разделять различные элемен-

ты и мотивы: экономическую политику, принимающую меры,

чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных

условий, и следствия помощи, могущие оказаться невыгодны-

ми с точки зрения полиции и общественной дисциплины, и

возможность всяких злоупотреблений. Все это соображения,

которые относятся к компетенции подлежащих ведомств, но

которых можно не примешивать к благотворительности в соб-

ственном смысле. Нам, частным лицам, открыта только такая

благотворительность, а она может руководиться лишь нравст-

венным побуждением, чувством сострадания к страдающему.

Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он

дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую,

по миновании нужды, позаботятся исправить подлежащие

власти и влияния.

Так понимали у нас частную благотворительность в стари-

ну; так, без сомнения, понимаем ее и мы, унаследовав путем

исторического воспитания добрые понятия и навыки старины.

Древнерусское общество под руководством церкви в про-

должение веков прилежно училось понимать и исполнять и

вторую из двух основных заповедей, в которых заключаются

весь закон и пророки,—заповедь о любви к ближнему. При об-

щественной безурядице, при недостатке безопасности для сла-

бого и защиты для обижаемого, практика этой заповеди на-

правлялась преимущественно в одну сторону: любовь к ближ-

нему полагали прежде всего в подвиге сострадания к стражду-

щему, ее первым требованием признавали личную милостыню.

Идея этой милостыни полагалась в основание практического

нравоучения; потребность в этом подвиге воспитывалась все-

ми тогдашними средствами духовно-нравственной педагоги-

ки. Любить ближнего — это прежде всего накормить голодно-

го, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Че-

ловеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность

была не столько вспомогательным средством общественного

благоустройства, сколько необходимым условием личного

нравственного здоровья: она больше нужна была самому ни-