Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  80 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 80 / 198 Next Page
Page Background

умной и распорядительной хозяйкой. Но привычная мысль о

бедном и убогом не покидала ее среди домашних и семейных

хлопот. Она глубоко усвоила себе христианскую заповедь о

тайной милостыне. Бывало, ушлют ее мужа на царскую службу

куда-нибудь в Астрахань года на два или на три. Оставшись

дома и коротая одинокие вечера, она шила и пряла, рукоделье

свое продавала и выручку тайком раздавала нищим, которые

приходили к ней по ночам. Не считая себя в праве брать что-

нибудь из домашних запасов без спроса у свекрови, она одна-

жды прибегла даже к маленькому лукавству с благотворитель-

ной целью, о котором позволительно рассказать, потому что

его не скрыл ее почтительный сын в биографии матери. Улья-

на была очень умеренна в пище, только обедала, не завтракала

и не полдничала, что очень тревожило свекровь, боявшуюся за

здоровье молодой невестки. Случился на Руси один из неред-

ких неурожаев, и в муромском краю наступил голод. Ульяна

усилила обычную свою тайную милостыню и, нуждаясь в но-

вых средствах, вдруг стала требовать себе полностью завтра-

ков и полдников, которые, разумеется, шли в раздачу голо-

дающим. Свекровь полушутливо заметила ей: что это подея-

лось с тобой, дочь моя? Когда хлеба было вдоволь, тебя, быва-

ло, не дозовешься ни к завтраку, ни к полднику, а теперь, ко-

гда всем стало есть нечего, у тебя какая охота к еде припала.

— Пока не было у меня детей, — отвечала невестка, — мне еда

и на ум не шла, а как пошли ребята родиться, я отощала и ни-

как не могу наесться, не только что днем, но часто и ночью

так и тянет к еде; только мне стыдно, матушка, просить у те-

бя. Свекровь осталась довольна объяснением своей доброй лгу-

ньи и позволила ей брать себе пищи, сколько захочется, и

днем, и ночью.

Эта постоянно возбужденная сострадательная любовь к

ближнему, обижаемому жизнью, помогла Ульяне легко пере-

ступить через самые закоренелые общественные предрассудки

Древней Руси. Глубокая юридическая и нравственная про-

пасть лежала между древнерусским барином и его холопом:

последний был для первого по закону не лицом, а простою ве-

щью. Следуя исконному туземному обычаю, а может быть, и

греко-римскому праву, не вменявшему в преступление смерти

раба от побей господина, русское законодательство еще в ХIV

в. провозглашало, что если господин «огрешится» неудачным

ударом убьет своего холопа или холопку, за это его не подвер-