щелюбцу, чем нищему. Целительная сила милостыни полага-
лась не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уде-
ляя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря
на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить
то чувство, которое называется человеколюбием. Древнерус-
ский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том,
чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосос-
тояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного ду-
ховного совершенствования. Когда встречались две древне-
русские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянь-
ем во имя Христово, трудно было сказать, которая из них боль-
шие подавала милостыни другой: нужда одной и помощь дру-
гой сливались во взаимодействии братской любви обеих. Вот
почему древняя Русь понимала и ценила только личную, непо-
средственную, благотворительность, милостыню, подаваемую
из руки в руку, при том «отай», тайком не только от стороннего
глаза, но и от собственной «шуйцы». Нищий был для благотво-
рителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный
благодетель. «В рай входят святой милостыней,— говорили в
старину: нищий богатым питается, а богатый нищего молит-
вой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть
людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душев-
ную пользу; нуждающийся должен был видеть своего мило-
стивца, чтобы знать, за кого молиться. Древнерусские цари
накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные
выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук разда-
вали милостыню арестантам и призреваемым, также посеща-
ли и отдельно живших убогих людей. Как трудно изучить и ле-
чить болезни по рисунку или манекену больного организма,
так казалась малодействительной заочная милостыня. В силу
того же взгляда на значение благотворительного дела нищенст-
во считалось в Древней Руси не экономическим бременем для
народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных
средств нравственного воспитания народа, состоящим при
церкви практическим институтом общественного благонравия.
Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить бо-
лезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и
убогий, чтобы воспитать уменье и навык любить человека. Ми-
лостыня была дополнительным актом церковного богослуже-
ния, практическим требованием правила, что вера без дел
мертва. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен