гать суду и ответственности. Церковь долго и напрасно вопия-
ла против такого отношения к крепостным людям. Десятками
наполняя дворы зажиточных землевладельцев, плохо одевае-
мая и всегда содержимая впроголодь, челядь составляла толпу
домашних нищих, более жалких сравнительно с вольными пуб-
личными нищими. Древнерусская церковная проповедь так и
указывала на них господам, как на ближайший предмет их со-
страдания, призывая их позаботиться о своих челядинцах пре-
жде, чем протягивать руку с благотворительной копейкой ни-
щему, стоящему на церковной паперти. В усадьбе Ульяны бы-
ло много челяди. Она ее хорошо кормила и одевала, не балова-
ла, но щадила, не оставляла без дела, но задавала каждому ра-
боту по силам и не требовала от нее личных услуг, что могла,
все делала для себя сама, не допускала даже разувать себя и
подавать воды умыться. При этом она не позволяла себе обра-
щаться к крепостным с кличками, какими душевладельческая
Русь вплоть до самого 19 февраля 1861 года окрикивала своих
людей: Ванька, Машка, но каждого и каждую называла на-
стоящим именем. Кто, какие социальные теории научили ее,
простую сельскую барыню ХVI века, стать в такие прямые и
обдуманные отношения к низшей подвластной братии?
Она была уже в преклонных летах когда ее постигло по-
следнее и самое тяжкое благотворительное испытание. Лука-
вый бес, добра ненавистник, давно уже суетившийся около
этой досадной ему женщины и всегда ею посрамляемый, раз
со злости пригрозил ей: погоди же! Будешь ты у меня чужих
кормить, когда я тебя самое на старости лет заставлю околе-
вать с голоду. Такой добродушно-набожной комбинацией объ-
яснено в биографии происхождение постигшей добрую жен-
щину беды. Похоронив мужа, вырастив сыновей и поставив
их на царскую службу, она уже помышляла о вечном устрое-
нии собственной души, но все еще тлела перед Богом любовью
к ближнему, как тлеет перед образом догорающая восковая
свечка. Нищелюбие не позволило ей быть запасливой хозяй-
кой. Домовое продовольствие она рассчитывала только на год,
раздавая остальное нуждающимся. Бедный был для нее какой-
то бездонной сберегательной кружкой, куда она с ненасыщае-
мым скопидомством все прятала да прятала все свои сбереже-
ния и излишки. Порой у нее в дому не оставалось ни копейки
от милостыни, и она занимала у сыновей деньги, на которые
шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уже под 60 лет,