Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  83 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 83 / 198 Next Page
Page Background

чалилась, не пороптала, не дала безумия Богу, не изнемогла от

нищеты, напротив, была весела, как никогда прежде. Так за-

канчивает биограф свой рассказ о последнем подвиге матери.

Она и умерла вскоре по окончании голода, в начале 1604 г.

Предания нашего прошлого не сохранили нам более возвы-

шенного и трогательного образца благотворительной любви к

ближнему.

Никто не сосчитал, ни один исторический памятник не за-

писал, сколько было тогда Ульян в Русской земле и какое коли-

чество голодных слез утерли они своими добрыми руками. На-

добно полагать, что было достаточно и других, потому что Рус-

ская земля пережила те страшные годы, обманув ожидания

своих врагов. Здесь частная благотворительность шла навстре-

чу усилиям государственной власти. Но не всегда так бывает.

Частная благотворительность страдает некоторыми неудобст-

вами. Обыкновенно она оказывает случайную и мимолетную

помощь и часто не настоящей нужде. Она легко доступна зло-

употреблению: вызываемая одним из самых глубоких и самых

нерасчетливых чувств, какие только есть в нравственном за-

пасе человеческого сердца, она не может следить за своими

собственными следствиями. Она чиста в своем источнике, но

легко поддается порче в своем течении. Здесь она против воли

благотворителей и может разойтись с требованиями общест-

венного блага и порядка. Петр Великий, усиливавшийся при-

вести в производительное движение весь наличный запас ра-

бочих сил своего народа, вооружился против праздного ни-

щенства, питаемого частной милостыней. В 1705 г. он указал

рассылать по Москве подъячих с солдатами и приставами ло-

вить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать,

милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать

штрафу; благотворители должны были доставлять свои подая-

ния в богадельни, существовавшие при церквах. Петр воору-

жился против частной милостыни во имя общественной благо-

творительности, как учреждения, как системы богоугодных

заведений. Общественная благотворительность имеет свои

преимущества: уступая частной милостыне в энергии и каче-

стве побуждений, в нравственно-воспитательном действии на

обе стороны, она разборчивее и действительнее по своим

практическим результатам оказывает нуждающемуся более

надежную помощь, дает ему постоянный приют.

Мысль об общественной благотворительности, разумеется,