чалилась, не пороптала, не дала безумия Богу, не изнемогла от
нищеты, напротив, была весела, как никогда прежде. Так за-
канчивает биограф свой рассказ о последнем подвиге матери.
Она и умерла вскоре по окончании голода, в начале 1604 г.
Предания нашего прошлого не сохранили нам более возвы-
шенного и трогательного образца благотворительной любви к
ближнему.
Никто не сосчитал, ни один исторический памятник не за-
писал, сколько было тогда Ульян в Русской земле и какое коли-
чество голодных слез утерли они своими добрыми руками. На-
добно полагать, что было достаточно и других, потому что Рус-
ская земля пережила те страшные годы, обманув ожидания
своих врагов. Здесь частная благотворительность шла навстре-
чу усилиям государственной власти. Но не всегда так бывает.
Частная благотворительность страдает некоторыми неудобст-
вами. Обыкновенно она оказывает случайную и мимолетную
помощь и часто не настоящей нужде. Она легко доступна зло-
употреблению: вызываемая одним из самых глубоких и самых
нерасчетливых чувств, какие только есть в нравственном за-
пасе человеческого сердца, она не может следить за своими
собственными следствиями. Она чиста в своем источнике, но
легко поддается порче в своем течении. Здесь она против воли
благотворителей и может разойтись с требованиями общест-
венного блага и порядка. Петр Великий, усиливавшийся при-
вести в производительное движение весь наличный запас ра-
бочих сил своего народа, вооружился против праздного ни-
щенства, питаемого частной милостыней. В 1705 г. он указал
рассылать по Москве подъячих с солдатами и приставами ло-
вить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать,
милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать
штрафу; благотворители должны были доставлять свои подая-
ния в богадельни, существовавшие при церквах. Петр воору-
жился против частной милостыни во имя общественной благо-
творительности, как учреждения, как системы богоугодных
заведений. Общественная благотворительность имеет свои
преимущества: уступая частной милостыне в энергии и каче-
стве побуждений, в нравственно-воспитательном действии на
обе стороны, она разборчивее и действительнее по своим
практическим результатам оказывает нуждающемуся более
надежную помощь, дает ему постоянный приют.
Мысль об общественной благотворительности, разумеется,