«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» и
др., а также рецензии («Великие Минеи Четий, собранные Все-
российским митрополитом Макарием», «Новые исследования
по истории древнерусских монастырей», «Церковь по отноше-
нию к умственному развитию Руси» др.) и отзывы на студенче-
ские работы, магистерские и докторские диссертации, защи-
щенные в стенах Московской духовной академии.
В год 900-летия крещения Руси (1888) на торжественном
акте в Московской духовной академии В. О. Ключевский вы-
ступил с речью «Содействие Церкви успехам русского граж-
данского права и порядка».
В начале речи Ключевский обратил внимание на различие
подходов к вопросу о взаимоотношениях церкви и государст-
ва, историка церкви (коим он себя не считал) и гражданского
историка. Церковный историк, пояснял он, повествует о том,
как гражданская государственная власть на Руси содействова-
ла успехам церкви, а он, Ключевский как гражданский исто-
рик будет говорить о том, чем платила русская церковь за это
содействие, что она сделала для устроения гражданского по-
рядка в русской земле: «Эта перестройка гражданского обще-
жития под действием Церкви – таинственный поучительный
процесс».
В своем выступлении Ключевский проводил мысль о том,
что церковь не вмешивалась в дела государства, но государст-
во само вовлекало церковь в свои дела. Церковь помогала госу-
дарству в устройстве благотворительности, в защите слабых и
угнетенных, в поддержке общественного благочиния и семей-
ного благонравия. Таким образом, церковная иерархия явля-
лась ближайшей сотрудницей государства. Невский подчерки-
вал, что он рассмотрит только три, но главных, с его точки
зрения, аспекта этой проблемы.
Первым делом Церкви была законодательная работа: она
стремилась сделать гражданский закон проводником нравст-
венного начала. Ключевский достаточно подробно и обстоя-
тельно говорил о тех источниках права, которыми пользова-
лась церковная иерархия, вырабатывая русское гражданское
право.
Вторым делом Церкви Ключевский считал ее проникнове-
ние в глубь гражданского общежития. Ее цель – «построить
гражданский союз, в котором закон опирался бы на нравст-
венное чувство и даже им заменился». Так Церковь, например,