Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  97 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 97 / 198 Next Page
Page Background

«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» и

др., а также рецензии («Великие Минеи Четий, собранные Все-

российским митрополитом Макарием», «Новые исследования

по истории древнерусских монастырей», «Церковь по отноше-

нию к умственному развитию Руси» др.) и отзывы на студенче-

ские работы, магистерские и докторские диссертации, защи-

щенные в стенах Московской духовной академии.

В год 900-летия крещения Руси (1888) на торжественном

акте в Московской духовной академии В. О. Ключевский вы-

ступил с речью «Содействие Церкви успехам русского граж-

данского права и порядка».

В начале речи Ключевский обратил внимание на различие

подходов к вопросу о взаимоотношениях церкви и государст-

ва, историка церкви (коим он себя не считал) и гражданского

историка. Церковный историк, пояснял он, повествует о том,

как гражданская государственная власть на Руси содействова-

ла успехам церкви, а он, Ключевский как гражданский исто-

рик будет говорить о том, чем платила русская церковь за это

содействие, что она сделала для устроения гражданского по-

рядка в русской земле: «Эта перестройка гражданского обще-

жития под действием Церкви – таинственный поучительный

процесс».

В своем выступлении Ключевский проводил мысль о том,

что церковь не вмешивалась в дела государства, но государст-

во само вовлекало церковь в свои дела. Церковь помогала госу-

дарству в устройстве благотворительности, в защите слабых и

угнетенных, в поддержке общественного благочиния и семей-

ного благонравия. Таким образом, церковная иерархия явля-

лась ближайшей сотрудницей государства. Невский подчерки-

вал, что он рассмотрит только три, но главных, с его точки

зрения, аспекта этой проблемы.

Первым делом Церкви была законодательная работа: она

стремилась сделать гражданский закон проводником нравст-

венного начала. Ключевский достаточно подробно и обстоя-

тельно говорил о тех источниках права, которыми пользова-

лась церковная иерархия, вырабатывая русское гражданское

право.

Вторым делом Церкви Ключевский считал ее проникнове-

ние в глубь гражданского общежития. Ее цель – «построить

гражданский союз, в котором закон опирался бы на нравст-

венное чувство и даже им заменился». Так Церковь, например,