Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  96 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 96 / 198 Next Page
Page Background

«Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Тургенев. Гончаров. Гр[аф] А.

Толстой. Гр[аф] Толстой – яркая звезда на мировом культурном

небосклоне») и искусства, о научных успехах («сам прилип, как

слизняк, к этой скале гранитной»,[4] – написал он в скобках) и

о системе учебных заведений. В архиве Ключевского остались

записи, свидетельствующие о его работе в этом направлении

(значительная часть этих записей публикуется в настоящем

издании).

Нередко В. О. Ключевский безвозмездно выступал в пользу

пострадавших от неурожая, в пользу Московского комитета

грамотности, а также по поводу знаменательных дат. На таких

выступлениях он часто говорил о благотворительности, нравст-

венности, о воспитании и просвещении. К ним прежде всего

относятся «Содействие церкви успехам русского гражданского

права и порядка» (1888), «Значение Преподобного Сергия для

русского народа и государства» (1892), «Добрые люди Древней

Руси» (1892) и «Два воспитания» (1893).

Один из учеников В. О. Ключевского, П. Н. Милюков, став-

ший крупным историком, поделился впечатлениями именно от

этой серии работ своего учителя. Когда Ключевский говорил о

милосердии или нравственности, – писал Милюков, – он жил «в

эти минуты одной душой с далеким прошлым», находил «там

себя и в себе – эту древнюю русскую душу. Он понимает серд-

цем эту руку, протягивавшую милостыню и поддерживавшую

огонь в неугасимой лампаде. Это – свое, родное, близкое и по-

нятное».[5] «Все эти и подобные им произведения В. О. Клю-

чевского, – вторил Милюкову академик С. Ф. Платонов, – так

обдумывались и обрабатывались, что не только служили укра-

шением праздника, на котором были сказаны, но и навсегда

делались образцами научно-изящной популяризации».[6]

Ключевский правомерно считал себя историком, как тогда

принято было говорить, гражданской русской истории. Но и

история церкви была ему близка, – он был сыном священника,

обучался в Пензенском духовном училище, затем в семинарии,

преподавал более 30 лет в Московской духовной академии.

Еще учась в Московском университете, Ключевский написал

несколько работ по этой проблематике.[7] В последующие годы

он стал автором многих трудов церковно-исторического ха-

рактера, среди них: «Древнерусские жития святых как истори-

ческий источник», «Хозяйственная деятельность Соловецкого

монастыря в Беломорском крае», «Псковские споры»,