«Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Тургенев. Гончаров. Гр[аф] А.
Толстой. Гр[аф] Толстой – яркая звезда на мировом культурном
небосклоне») и искусства, о научных успехах («сам прилип, как
слизняк, к этой скале гранитной»,[4] – написал он в скобках) и
о системе учебных заведений. В архиве Ключевского остались
записи, свидетельствующие о его работе в этом направлении
(значительная часть этих записей публикуется в настоящем
издании).
Нередко В. О. Ключевский безвозмездно выступал в пользу
пострадавших от неурожая, в пользу Московского комитета
грамотности, а также по поводу знаменательных дат. На таких
выступлениях он часто говорил о благотворительности, нравст-
венности, о воспитании и просвещении. К ним прежде всего
относятся «Содействие церкви успехам русского гражданского
права и порядка» (1888), «Значение Преподобного Сергия для
русского народа и государства» (1892), «Добрые люди Древней
Руси» (1892) и «Два воспитания» (1893).
Один из учеников В. О. Ключевского, П. Н. Милюков, став-
ший крупным историком, поделился впечатлениями именно от
этой серии работ своего учителя. Когда Ключевский говорил о
милосердии или нравственности, – писал Милюков, – он жил «в
эти минуты одной душой с далеким прошлым», находил «там
себя и в себе – эту древнюю русскую душу. Он понимает серд-
цем эту руку, протягивавшую милостыню и поддерживавшую
огонь в неугасимой лампаде. Это – свое, родное, близкое и по-
нятное».[5] «Все эти и подобные им произведения В. О. Клю-
чевского, – вторил Милюкову академик С. Ф. Платонов, – так
обдумывались и обрабатывались, что не только служили укра-
шением праздника, на котором были сказаны, но и навсегда
делались образцами научно-изящной популяризации».[6]
Ключевский правомерно считал себя историком, как тогда
принято было говорить, гражданской русской истории. Но и
история церкви была ему близка, – он был сыном священника,
обучался в Пензенском духовном училище, затем в семинарии,
преподавал более 30 лет в Московской духовной академии.
Еще учась в Московском университете, Ключевский написал
несколько работ по этой проблематике.[7] В последующие годы
он стал автором многих трудов церковно-исторического ха-
рактера, среди них: «Древнерусские жития святых как истори-
ческий источник», «Хозяйственная деятельность Соловецкого
монастыря в Беломорском крае», «Псковские споры»,