Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  98 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 98 / 198 Next Page
Page Background

строила христианскую семью на месте языческой, где в обы-

чае было многоженство, похищение невест и т. п. Чтобы пре-

вратить жену из рабы мужа в его советницу, надобно было

вооружить ее гражданским равноправием. Церковь способст-

вовала уравнению прав женщин в семье, старалась упрочить

семейное положение жены и вдовы. «Если русская женщина

разберется в своем юридическом и нравственном имуществе,

которым она живет как жена, как мать и гражданка, – она

увидит, что всем, чем наиболее дорожит в ней общество и что

в ней наиболее дорого ей самой… она обязана преимуществен-

но Церкви, ее проповеди, ее законодательству. Это, – утвер-

ждал Ключевский, – мое историческое убеждение, а не удастся

оправдать его историческими документами, оно превратится в

мое верование».

«Настроить личную волю к отречению от своих законных

прав во имя нравственного долга» – третье дело церкви, по

мнению Ключевского. Здесь он, в частности, говорил об отно-

шении Церкви к «несвободным и обездоленным элементам»

русского общества, об ее смягчающем действии на грубые

нравы народа. Церковь заполнила пробелы в государственном

законе, применив такие косвенные средства против ростов-

щичества и холопства, как проповедь и исповедь. Результатом

того стала благотворительность.

Вместе с тем Ключевский обращал внимание на то, что

Церковь не является школой правоведения, она и не кодифи-

кационная или Законодательная палата. Задачи Церкви и пра-

ва соприкасаются, писал он, но не совпадают: «Право охраня-

ет правду в обществе, в отношениях между людьми; Церковь

насаждает ее в личной совести, воспитывая в людях чувство

долга, превращая право в нравственную привычку. Ее цель –

заменить принудительные требования права свободной по-

требностью в правде и когда эта цель будет достигнута, когда

эта потребность станет достаточно сильной и общей, тогда ис-

чезнет и нужда в самом праве». Так считал В. О. Ключевский,

всегда ставя во главу угла нравственность.

Речь, посвященную 500-летию со дня кончины Сергия Ра-

донежского (1892), В. О. Ключевский также произнес в Мос-

ковской духовной академии. На торжественном заседании

присутствовали митрополит, архиереи, профессора, препода-

ватели и студенты духовной академии, а также многочислен-

ные почетные гости. Не приехавший на торжество художник