строила христианскую семью на месте языческой, где в обы-
чае было многоженство, похищение невест и т. п. Чтобы пре-
вратить жену из рабы мужа в его советницу, надобно было
вооружить ее гражданским равноправием. Церковь способст-
вовала уравнению прав женщин в семье, старалась упрочить
семейное положение жены и вдовы. «Если русская женщина
разберется в своем юридическом и нравственном имуществе,
которым она живет как жена, как мать и гражданка, – она
увидит, что всем, чем наиболее дорожит в ней общество и что
в ней наиболее дорого ей самой… она обязана преимуществен-
но Церкви, ее проповеди, ее законодательству. Это, – утвер-
ждал Ключевский, – мое историческое убеждение, а не удастся
оправдать его историческими документами, оно превратится в
мое верование».
«Настроить личную волю к отречению от своих законных
прав во имя нравственного долга» – третье дело церкви, по
мнению Ключевского. Здесь он, в частности, говорил об отно-
шении Церкви к «несвободным и обездоленным элементам»
русского общества, об ее смягчающем действии на грубые
нравы народа. Церковь заполнила пробелы в государственном
законе, применив такие косвенные средства против ростов-
щичества и холопства, как проповедь и исповедь. Результатом
того стала благотворительность.
Вместе с тем Ключевский обращал внимание на то, что
Церковь не является школой правоведения, она и не кодифи-
кационная или Законодательная палата. Задачи Церкви и пра-
ва соприкасаются, писал он, но не совпадают: «Право охраня-
ет правду в обществе, в отношениях между людьми; Церковь
насаждает ее в личной совести, воспитывая в людях чувство
долга, превращая право в нравственную привычку. Ее цель –
заменить принудительные требования права свободной по-
требностью в правде и когда эта цель будет достигнута, когда
эта потребность станет достаточно сильной и общей, тогда ис-
чезнет и нужда в самом праве». Так считал В. О. Ключевский,
всегда ставя во главу угла нравственность.
Речь, посвященную 500-летию со дня кончины Сергия Ра-
донежского (1892), В. О. Ключевский также произнес в Мос-
ковской духовной академии. На торжественном заседании
присутствовали митрополит, архиереи, профессора, препода-
ватели и студенты духовной академии, а также многочислен-
ные почетные гости. Не приехавший на торжество художник