распространителя рекламы по реквизитам, указанным в сообщениях,
чаще всего не представляется возможным"
1
.
На страницах своего официального сайта ФАС России предлагает
гражданам брать на вооружение весьма изощренные способы
самозащиты. Например, позвонить, сделать заказ, а потом по приезде
сотрудника выразить удивление: "Я у вас ничего не заказывал, равно
как и не давал согласия на получение вашей рекламы. Но обещаю вам,
что в ответ на каждое новое СМС-сообщение позвоню еще по 10 раз"
2
Таким образом, на скорую действенную помощь от ФАС пока
рассчитывать не приходится.
Правового механизма нет
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N
38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в
том числе посредством использования телефонной, факсимильной,
подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии
предварительного согласия абонента или адресата на получение
рекламы. Это единственная норма, позволяющая без сомнений
квалифицировать не согласованную с получателем рекламную рассылку
как правонарушение. К сожалению, оператор сейчас обделен хоть
сколько-нибудь внятными полномочиями по отслеживанию и пресечению
деятельности СМС-спамеров. Напротив, при возникновении желания
облегчить жизнь своих абонентов оператор будет вынужден считаться с
нормой о тайне связи (ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-
ФЗ "О связи").
Получается, что в распоряжении абонента находится только один
правовой путь решения проблемы - подача жалобы в УФАС.
Средство от напасти
1
Доклад Кирьянова А.Н. и Титовой М.В. "Актуальные проблемы незаконного распространения рекламы
посредством СМС-сообщений и роль антимонопольного органа в борьбе с СМС-спамом" на 2-м
Международном форуме "Научный потенциал XXI века" (23.05.2013) // URL:
.
2
СМС-реклама: как бороться, как избавиться от sms-спама (10.06.2013) // URL:
.