условиях культурного (этнического) многообразия? В чем специфика
библиотеки? Внешняя среда важный фактор не только интеграции
библиотек как социокультурных систем, но и их дифференциации.
Используя системный подход в исследовании деятельности
общедоступных библиотек, необходимо отметить, что данная
методология «...предостерегает от упрощения сложных явлений
библиотечной жизни и позволяет устранить разобщенность в работе
библиотек разных типов, обеспечивает оптимальное решение
проблем координации, планирования, экономики и НОТ (научной
организации труда – С. К.) в библиотековедении. <...> помогает
выявить узкие места, слабо изученные связи и элементы,
исследование
которых
даст
возможность
оптимизировать
соответствующий участок библиотечной деятельности» [17, с. 53].
Согласно структурно-функциональному анализу библиотека
определяется как «структурное четвероединство» [16, с. 219], в состав
которого входят следующие элементы: документ (библиотечный
фонд), абонент (контингент пользователей), персонал (библиотечные
кадры) и материально-техническая база. Все перечисленные элементы
образуют, по выражению Ю. Н. Столярова, «неразрывный сплав» и
порождают библиотеку как социокультурный институт, обеспечивая
«возможность ее успешного функционирования в обществе» [16].
Мы солидарны с утверждением Ю. Н. Столярова о том, что
выявление элементов системы позволяет установить важнейшие
свойства, присущие библиотеке как системе, и разрешить один из
наиболее обсуждаемых вопросов в профессиональной среде,
актуальность которого заключается в следующем: «тот или иной
набор этих (системных – С. К.) свойств радикально влияет на
особенности функционирования библиотеки в обществе» [17, с. 67].
Именно вариация системных свойств позволяет влиять на
специфику библиотеки и дифференцировать ее виды деятельности.
Поэтому совершенно очевидно, что, обладая общесистемными
свойствами, различные типы библиотек могут своими специфичными
методами воздействовать на социум и адаптировать его к различным
социокультурным изменениям. Сделать это возможно, если, исходя из
реального или потенциального состава пользователей библиотеки,
целенаправленно формировать специфическое содержание остальных
ее компонентов, а именно: материально-техническую базу, состав
фонда и профессиональные характеристики персонала. Особое
значение при этом приобретают фонд и персонал.