Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 34 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 34 Next Page
Page Background

возрастного и гендерного признака, социального положения,

физического состояния, – все это заложено в принципе

общедоступности (принцип организации работы библиотек) и

закреплено законодательно в Федеральном законе Российской

Федерации «О библиотечном деле» (ст. 5) [12].

Определяя общедоступную библиотеку как библиотеку,

«которая предоставляет возможность пользования ее фондом и

услугами юридическим лицам независимо от их организационно-

правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений

по уровню образования, специальности, отношению к религии» (ст. 1)

[12], закон однако не приводит каких-либо ее типологических

характеристик. Подобное обстоятельство, по мнению Т. Ф.

Берестовой, связано со спецификой официальных документов,

которая обязана «демонстрировать понимание обществом встающих

перед ним проблем и готовность решать их на самой высокой

управленческой ступени» [5, с. 123]. Впоследствии в документах

другого

уровня,

других

ступеней

иерархии

«элемент

демонстративности уменьшается, а элемент соответствия реальности

увеличивается» [5]. Соответственно, закон «О библиотечном деле» не

может дать удовлетворительной характеристики общедоступных

библиотек (впрочем, как и других), ограничивая при этом

«теоретическую разработку вопросов классификации и типологии» [6,

с. 56].

Между тем в библиотековедении типология представляет

собой «упорядоченную совокупность типов библиотек, обобщенных

моделей, соответствующих группе библиотек, выделенных по

принципу их подобия этой модели, включающей комплекс

признаков» [2, с. 48]. Возникают уместные вопросы: Что же

представляет

собой

модель

общедоступной

библиотеки,

целенаправленно работающей на усиление процессов формирования

межкультурного взаимодействия? Какими признаками она должна

обладать?

Определение понятия «общедоступная библиотека» и ее

типологических характеристик решит ряд практических задач, среди

которых для нашего исследования большое значение приобретает

постановка приоритетов в деятельности общедоступных библиотек в

условиях

полиэтничности

(она,

безусловно,

позволит

спрогнозировать процесс их дальнейшего развития).