освещения межкультурной коммуникации в библиотеках отражены в
докторской диссертации и монографии Е. Ю. Гениевой.
В современном отечественном библиотековедении тема
формирования культуры межнационального взаимодействия остается
недостаточно разработанной в силу ее многоаспектности, сложности
и относительной новизны (с учетом социокультурных изменений
последних десятилетий). Известно, что современное общество часто
называют «обществом риска» (У. Бек) [4], насыщенным
межэтническими и межконфессиональными противоречиями. В
качестве основных источников этого риска: засилье невежества,
непросвещенности и бескультурья, рост социальной напряженности и
обострение межнациональных отношений. Поэтому основной
инструмент предотвращения межнациональных конфликтов –
устранение их первопричин.
Образованность, воспитанность, интеллигентность, а также
обмен
жизненным
опытом
достигаются
через
книгу,
представляющую собой своеобразный синтез духовной и
материальной культуры [20, с. 38]. Издавна считалось, что книга –
культурное достояние человечества, не только хранившее, но и
передающее (транслирующее) наследие, как национального, так и
международного масштаба.
В
профессиональной
среде
существует
несколько
метафоричное и, по нашему убеждению, достаточно верное
определение сущности книги как «агента культуры» [3], играющего
важную роль в процессе межкультурного взаимодействия людей.
Книга – это типичный канал документной коммуникации [14, с. 335].
Являясь относительно законченным фрагментом человеческого
бытия, посредством которого осуществляется процесс социального
взаимодействия (интеракции) людей, книга выступает посредником
между социальными субъектами и обеспечивает их единение в
определенной социокультурной среде [18, с. 98].
Многие исследователи утверждают, что об уровне культуры,
исторической «зрелости» народа можно судить по состоянию
книгоиздательской отрасли, книготоргующих организаций и
библиотек в стране: «книга и книжное дело у любого народа является
зеркалом уровня его грамотности и образованности, <...> «живым»
свидетелем народа о его прошлом и настоящем и опорой в его
движении в будущее» [7, с. 5]. Следовательно, книгу как основной