Адаптируя свою деятельность в ситуации культурного
многообразия, общедоступная библиотека испытывает сейчас ряд
трудностей, обусловленных прежде всего недостаточностью ее
научного осмысления в условиях полиэтничности. Существуют
различные противоречия между объективной потребностью в
деятельности
библиотек
в
условиях
полиэтничности
и
невозможностью ее продуктивного, качественного осуществления в
библиотечной практике.
В изученных нами материалах теоретических исследований и
результатах прикладных разработок, отражающих современное
состояние деятельности общедоступных библиотек, как правило, не
учитываются ее типологические характеристики, позволяющие
определить для каждой из них рациональное место в системе
библиотечного
обслуживания
полиэтнического
населения.
Обстоятельство требует обсудить данную деятельность, выявить
особенности и возможности ее организации на примере
общедоступных библиотек.
Основания классификации и процедуры типологии, согласно
теории системного подхода (принцип соответствия), «требуют от
библиотек подчинения их работы той сфере деятельности, которой
они служат, внутри которой они функционируют в качестве одного из
элементов» [5, с. 122]. Закрепление за библиотекой статуса
социокультурного института требует подчинить библиотеку задачам
социокультурного пространства, соответствовать факторам внешней
среды.
Совершенно очевидно, что любая библиотека независимо от
статуса, являясь «интегративным социальным (социокультурным – С.
К.) институтом, включенным в различные подсистемы общества и
непосредственно связанным с обеспечением интересов социальных
(социокультурных – С. К.) общностей в целом» [19, с. 6], должна
придерживаться концепции национальной безопасности страны и
поддерживать национальные интересы России в различных сферах
деятельности. В этом, по нашему убеждению, видится цель
библиотеки как социокультурного института.
В связи со сказанным возникает ряд вопросов: В решении
каких конкретных задач принимает участие библиотека? Какова
степень участия различных видов библиотек в процессах
формирования культуры
межнационального взаимодействия?
Существует ли своего рода дифференциация видов деятельности в