очистительному страданию. Только этим путем человечество может
спастись от скверны и выйти из нравственного тупика, только этот
путь может привести его к счастью.
"Страдание...великая вещь. В
страдании есть идея",
- утверждает Порфирий Петрович.
Мысль о спасительном страдании настойчиво внушает
Раскольникову и Соня Мармеладова, сама безропотно несущая
крест.
"Страдание принять и искупить себя им, вот что надо"
, -
говорит она. Именно Соня убеждает Раскольникова в
необходимости покаяться, "донести на себя",
очиститься, искупить свой грех страданием и
начать новую жизнь.
Мысль об очистительной силе страдания
четко сформулирована Достоевским в
"Эпилоге", в котором говорится о том, как уже
в первый год пребывания на каторге после
мучительных
переживаний
Раскольников
"воскрес" и вместо "диалектики в его сознании
должно было выработаться что-то совершенно
другое."
Достоевский говорит, что Раскольникова
ожидает возвращение к людям, к жизни. Правда, замечает
писатель,
"...он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему
достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим,
будущим подвигом..."
По мнению Достоевского, Раскольников готов к этому, готов
принять муки, страдания во имя этой "новой жизни."
Роман "Преступление и наказание" отразил тревогу
Достоевского за будущее человечества. Его страшат все
усиливающаяся власть денег, падение нравственности, обилие
преступлений, с которыми он сталкивался на каждом шагу.
Достоевский настойчиво ищет выход из противоречий
буржуазного общества. Он поставил и попытался решить
кардинальные проблемы современной ему жизни.
Рис. Д. Шмаринова