Background Image
Previous Page  18 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 20 Next Page
Page Background

очистительному страданию. Только этим путем человечество может

спастись от скверны и выйти из нравственного тупика, только этот

путь может привести его к счастью.

"Страдание...великая вещь. В

страдании есть идея",

- утверждает Порфирий Петрович.

Мысль о спасительном страдании настойчиво внушает

Раскольникову и Соня Мармеладова, сама безропотно несущая

крест.

"Страдание принять и искупить себя им, вот что надо"

, -

говорит она. Именно Соня убеждает Раскольникова в

необходимости покаяться, "донести на себя",

очиститься, искупить свой грех страданием и

начать новую жизнь.

Мысль об очистительной силе страдания

четко сформулирована Достоевским в

"Эпилоге", в котором говорится о том, как уже

в первый год пребывания на каторге после

мучительных

переживаний

Раскольников

"воскрес" и вместо "диалектики в его сознании

должно было выработаться что-то совершенно

другое."

Достоевский говорит, что Раскольникова

ожидает возвращение к людям, к жизни. Правда, замечает

писатель,

"...он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему

достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим,

будущим подвигом..."

По мнению Достоевского, Раскольников готов к этому, готов

принять муки, страдания во имя этой "новой жизни."

Роман "Преступление и наказание" отразил тревогу

Достоевского за будущее человечества. Его страшат все

усиливающаяся власть денег, падение нравственности, обилие

преступлений, с которыми он сталкивался на каждом шагу.

Достоевский настойчиво ищет выход из противоречий

буржуазного общества. Он поставил и попытался решить

кардинальные проблемы современной ему жизни.

Рис. Д. Шмаринова