10
тогда было совсем непросто, прослужив более 20 лет,
официально вышел в отставку только в 1997 году. Армия дала
Мо Яню возможность получить образование (он окончил
Институт искусств и литературы, позднее – аспирантуру
Литературного института имени Лу Синя), стать признанным
в Китае писателем.
Немалую роль в формировании будущего писателя
сыграла русская литература. «В детстве, – вспоминает Мо
Янь, – я прочитал в учебнике старшего брата «Сказку о
рыбаке и рыбке Пушкина», потом прочел «Детство»
Горького. Конечно, как и вся китайская молодежь того
времени, читал «Как закалялась сталь». Мой любимый
писатель – Шолохов, его «Тихий Дон» оказал на меня как
писателя очень большое влияние». Как говорит Мо Янь,
очень был важен для него и художественный опыт русских
классиков – Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. Что же касается
западных авторов, с которыми сегодня критики часто
сравнивают Мо Яня, то их произведения, как он признаётся,
попали ему в руки значительно позже: «Когда я только начал
писать, в 1981 году, я не читал ни Маркеса, ни Фолкнера.
Только в 1984 году мне повезло открыть их работы... Оба эти
художника очень существенно на меня повлияли. От них я
узнал, что книги можно писать
так.
Они как два
извергающихся вулкана. Нельзя близко приближаться, иначе
расплавишься. Мне пришлось старательно уходить от их
влияния, чтобы не потерять себя».
И Мо Яню удалось не только не потерять себя, но и
утвердиться в литературе как в высшей степени
самобытному, мощному, абсолютно не похожему ни на кого
писателю, создать особую, удивительную, органичную,
художественную «вселенную», наполнить ее живыми
звуками, красками запахами, заселить колоритнейшими
фигурами. Как только прикасаешься к художественному