Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  57 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 57 / 88 Next Page
Page Background

ская). Без внутреннего конфликта, но все равно в противоре-

чии с близкими им людьми, уходят в сестры женщины, сле-

дующие на войну за своими любимыми (Кукель, Л. Чарская).

Хотя сестры милосердия не являются монахинями, христи-

анский дискурс актуален для этих произведений. Подвиг и

жертва становятся равнозначными понятиями, соединяются в

одном поступке, приобретают христианскую трактовку:

«Ничто не страшило этих отдавшихся на великий христиан-

ский подвиг женщин»

(К. Лукашевич «Даша Севастопольская»).

В реальности такой подход оказывается художественным до-

пущением. Так, одна из героинь говорит

: «Вообще у публики на

сестёр милосердия иногда бывает очень неправильный взгляд.

В жизни каждой из них вы непременно желаете видеть под-

виг. Уверяю вас, что с моей стороны, например, никакого под-

вига нет. Это просто мой хлеб, и зарабатывать его таким

способом мне гораздо приятнее, чем иным»

(Б. А. Лазаревский

«Эгершельд»).

В характеристике сестер возникают христианские мотивы.

Сопоставление с Богородицей вычитывается и в том, что боль-

ные и раненые называют ее

матерью

. На одном английском

плакате сестра держит раненого солдата как грудного младен-

ца. Здесь, вероятно, есть и игра слов: английское

«

nurse

» (сестра милосердия) означает также «

кормилица

». Та-

ким образом, сопоставление с Богородицей наиболее удачно

изображает такие качества сестры, как материнскую заботу и

асексуальность. При этом женский пол сестры (в роли матери),

безусловно, важен

: «Доктор что же, он мужчина… Больному

ласка – поди, больше лекарства нужна. <…> Ему уж и то хо-

рошо – что сестра около»

(В. И. Немирович-Данченко «Сестра

Васильева. Маленькая женщина с большим сердцем»).

Стоит отметить присутствующую в образе сестры милосер-

дия, но редко проговариваемую ориентацию на образ Христа.

Божий Сын мыл ноги ученикам, сестра, будучи выше по чину,

чем солдат, ухаживает за ним. Изначально уход за больными

был самым почитаемым делом Церкви, так можно было следо-

вать примеру Христа [18, с. 39]. В западной традиции есть

еще одна отсылка ко Христу, не встречающаяся в русской ли-

тературе: сестра милосердия не получает оплаты за свой труд

[20, с. 379]. В Англии со второй половины XIX века оплата тру-

да сестры рассматривалась как подтверждение ее неквалифи-

цированности и аморальности, так как противоречила библей-