жающими как ангела, авторское называние ее
«земным анге-
лом»,
ангелоподобная внешность [11, с. 435]. Хотя во многих
произведениях изображаются общины сестер милосердия, где
представлены разные типы девушек, главные героини произ-
ведений имеют общий портрет. Обычно это молодая, привле-
кательная девушка. Она очень худа и выглядит настолько сла-
бой и изможденной, что сторонний наблюдатель сомневается в
ее способности исполнять тяжелый труд сестры. На самом деле
она оказывается очень работящей и выносливой, зачастую ли-
шенной чувства самосохранения. Телесной немощи противо-
поставляется сила духа.
Госпиталь, лазарет или больница являются ключевым локу-
сом произведений. Вся жизнь сестры заключена в госпитале,
ограничена работой, героиня равна своей профессии. Это воз-
можность послушания в миру. В общине сестры выносят все
тяжести монастырской жизни, но в рамках светского учреж-
дения. В госпитале пересекаются пути всех героев произведе-
ния, здесь встречаются друзья и враги. Так зарождается рас-
пространеннейший мотив чудесной встречи в лазарете. Ране-
ного бойца обязательно привозят в госпиталь, где работает его
невеста.
Все любовные истории, без которых редко обходится про-
изведение о сестре милосердия, начинаются или заканчивают-
ся в госпитале. Выхоженный сестрой больной влюбляется в нее
и делает ей предложение. Здесь возникает антитеза сестринст-
ва и монашества (абсолютно не характерная для французской
литературы, где эти понятия тождественны). Сестринское дело
– не окончательный выбор, более того, беллетристы зачастую
испытывают свою героиню, создают ей ситуацию выбора, по-
казывают возможность выхода из госпиталя. Правда, замуже-
ство и уход из госпиталя – редчайший выбор (К. Лукашевич
«Даша Севастопольская»). Выбор мужа-врача позволяет ос-
таться в профессии (Л. Чарская «Сестра Марина»). Героиня со-
ответствует эталонам высокой нравственности, предъявляе-
мым к ней беллетристом. Она остается в госпитале либо уми-
рает. Обычно беллетрист трактует ее деятельность как напол-
ненную высшим смыслом и единственно правильную.
***
Во время русско-японской войны тип сестры милосердия