Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  105 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 105 / 198 Next Page
Page Background

просветится».[13] Говоря об учреждении Г стране дорогих дво-

рянских кадетских корпусов, инженерных школ, академии ху-

дожеств, гимназий, о том, что в барских оранжереях разводи-

лись тропические растения, Ключевский замечал как бы мимо-

ходом – только вот не открыли ни одной чисто народной обще-

образовательной или земледельческой школы.

В настоящую книгу входят несколько статей, в которых

развернута картина российского XVIII века: «Два воспитания»,

«Н. И. Новиков и его время», «Недоросль Фонвизина», «Евгений

Онегин и его предки»; об этом периоде русской истории гово-

рится и в его речах о А. С. Пушкине и в других работах Клю-

чевский считал, что XVIII век важен и для правильного пони-

мания современного состояния русского общества, и для уяс-

нения тенденций его последующего развития Вспоминая Н. И.

Новикова, который сослужил русскому просвещению неповто-

римую службу, Ключевский умел сказать о нуждах и недостат-

ках современного ему просвещения в России. В деятельности

просветителя и его друзей историк показывал русское общест-

во, как он выразился, «с обеих сторон, лицевой и оборотной» и

«перебирал в памяти» целый ряд явлений «в умственной и

нравственной жизни» этого общества.

Ключевского всегда интересовало творчество русских пи-

сателей и поэтов. Их произведения он ценил не только как ху-

дожественную литературу, но и как своеобразный источник,

наиболее ярко и доступно отразивший подлинную жизнь. Рас-

сматривая произведения классической русской литературы, он

видел свою задачу в том, чтобы встать подле читателя (или

зрителя) с осторожным комментарием, превратившись в нена-

вязчивого, но внятного суфлера. Легко и остроумно вводил

Ключевский своих «подопечных» в ту или иную историческую

эпоху, погружал их в атмосферу прошлых лет, терпеливо что-

то объяснял и знакомил невзначай с подлинными документами

времени.

Комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» Ключевский назвал

бесподобным зеркалом жизни, где автору «удалось стать прямо

перед русской действительностью, взглянуть на нее просто,

непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким

стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зре-

ния, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного по-

нимания» Как всегда своеобразно и оригинально, рассматри-

вал Ключевский пьесу и ее героев. Например, Митрофан, счи-