тал он, слишком засмеян. Он размышляет по-своему находчи-
во и умно, но не с целью узнать, а с целью вывернуться. Его
поступки не смешны, а только гадки – «над ним очень опасно
смеяться, – предостерегал Ключевский, – ибо митрофановская
порода мстит своей плодовитостью». «Ничего смешного нет, –
утверждал он, – и в знаменитой сцене ученья Митрофана, в
этом бесподобном, безотрадно печальном квартете бедных
учителей, ничему научить не могущих».
Пьеса Фонвизина давала Ключевскому повод говорить об
истории дворянского сословия, о ходе реформы губернских
учреждений, об указе о вольности дворянства. Простаковы и
Скотинины трактовали этот указ как права без обязанностей.
«Все дело, – указывал Ключевский, – в последних словах госпо-
жи Простаковой; в них смысл драмы и вся драма в них же».
«Она хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие.
Она сказала бессмыслицу, и в этой бессмыслице весь смысл
«Недоросля»… Простакова взяла да и произнесла смертный
приговор сословию, которое тогда вовсе не собиралось уми-
рать».
В. О. Ключевского всегда привлекала личность А. С. Пуш-
кина и его творчество. Он считал, что «жизнь поэта – только
первая часть его биографии; другую и более важную ее часть
составляет посмертная история его поэзии» О Пушкине Клю-
чевский написал три великолепные статьи, где подчеркивал и
глубоко национальный характер творчества поэта, и его значе-
ние для развития мировой культуры Поэзию Пушкина он на-
зывал «русским народным отзвуком общечеловеческой рабо-
ты». «Она впервые показала нам, как русский дух, развернув-
шись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался
овладеть всем поэтическим содержанием мировой жизни, и
восточным и западным, и античным и библейским, и славян-
ским и русским».
Деятельность А. С. Пушкина Ключевский связывал с раз-
витием русской культуры предшествующего времени, говоря,
что его творчество было подготовлено последовательными уси-
лиями двух эпох – Петра I и Екатерины II: «Целый век нашей
истории работал, чтобы сделать русскую жизнь способной к
такому проявлению русского художественного гения».
Как профессиональный историк, Ключевский высоко це-
нил историческое чутье поэта, его глубокий интерес к истории
и историзм его произведений: Пушкина «нельзя обойти и в на-