Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  106 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 106 / 198 Next Page
Page Background

тал он, слишком засмеян. Он размышляет по-своему находчи-

во и умно, но не с целью узнать, а с целью вывернуться. Его

поступки не смешны, а только гадки – «над ним очень опасно

смеяться, – предостерегал Ключевский, – ибо митрофановская

порода мстит своей плодовитостью». «Ничего смешного нет, –

утверждал он, – и в знаменитой сцене ученья Митрофана, в

этом бесподобном, безотрадно печальном квартете бедных

учителей, ничему научить не могущих».

Пьеса Фонвизина давала Ключевскому повод говорить об

истории дворянского сословия, о ходе реформы губернских

учреждений, об указе о вольности дворянства. Простаковы и

Скотинины трактовали этот указ как права без обязанностей.

«Все дело, – указывал Ключевский, – в последних словах госпо-

жи Простаковой; в них смысл драмы и вся драма в них же».

«Она хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие.

Она сказала бессмыслицу, и в этой бессмыслице весь смысл

«Недоросля»… Простакова взяла да и произнесла смертный

приговор сословию, которое тогда вовсе не собиралось уми-

рать».

В. О. Ключевского всегда привлекала личность А. С. Пуш-

кина и его творчество. Он считал, что «жизнь поэта – только

первая часть его биографии; другую и более важную ее часть

составляет посмертная история его поэзии» О Пушкине Клю-

чевский написал три великолепные статьи, где подчеркивал и

глубоко национальный характер творчества поэта, и его значе-

ние для развития мировой культуры Поэзию Пушкина он на-

зывал «русским народным отзвуком общечеловеческой рабо-

ты». «Она впервые показала нам, как русский дух, развернув-

шись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался

овладеть всем поэтическим содержанием мировой жизни, и

восточным и западным, и античным и библейским, и славян-

ским и русским».

Деятельность А. С. Пушкина Ключевский связывал с раз-

витием русской культуры предшествующего времени, говоря,

что его творчество было подготовлено последовательными уси-

лиями двух эпох – Петра I и Екатерины II: «Целый век нашей

истории работал, чтобы сделать русскую жизнь способной к

такому проявлению русского художественного гения».

Как профессиональный историк, Ключевский высоко це-

нил историческое чутье поэта, его глубокий интерес к истории

и историзм его произведений: Пушкина «нельзя обойти и в на-