Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  104 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 104 / 198 Next Page
Page Background

считал Ключевский, взять то «сильное место, где наставник

убеждает детей покоить родителей в старости, не забывать

труда отцова и матернего, помнить, что они никогда и ничем

не сумеют заплатить своего детского долга». О матери совре-

менным детям можно сказать: «она готова была умереть за

вас, прежде чем вы рождались; вы обязаны жить для нее, пока

она жива».

Высказанные в афористической форме мысли историка

повторялись из уст в уста, распространялись, входа, таким об-

разом, в общий обиход. Правда, порой при этом забывалось,

кто первым их произнес. Примером могут служить заключи-

тельные слова статьи «Два воспитания»: «было бы сердце – пе-

чали найдутся».

Русская культура (в широком смысле этого слова) всегда

привлекала внимание ученого – ей посвящена не одна страни-

ца в его книгах и лекциях. Ключевский создал целую серию

статей по истории русской культуры и общественной мысли.

Много работ этого цикла хронологически относятся к XVIII в.

Во второй половине и в конце XIX в. (т. е. во времена Ключев-

ского) XVIII в. привлекал исследователей (в том числе и его са-

мого) своей относительной неизученностью: «Русский XVIII век,

столь важный в судьбах нашего отечества, исполненный столь

громких дел, вызвавший столько шумных и разноречивых тол-

ков своими грехами и успехами», надолго оставался «в научной

полутьме».[12] Пробел в монографическом изучении России

XVIII в. Ключевский заполнил сам в 3-й и 4-й частях «Курса

русской истории», в публичных лекциях «Западное влияние в

России после Петра», в статьях, выступлениях, в набросках и

очерках.

В «Курсе русской истории» Ключевский указывал на соци-

альное неравенство русского общества, которое в XVIII в. еще

более усиливалось нравственным отчуждением «правящего

класса» от «управляемой массы». «Говорят, культура сближает

людей, уравнивает общество. У нас, – считав Ключевский, –

было не совсем так. Все усиливавшееся общение с Западной

Европой приносило к нам идеи, нравы, знания, много культу-

ры, но этот приток скользил по верхушкам общества, осажда-

ясь на дно частичными реформами, более или менее осторож-

ными и бесплодными. Просвещение стало сословной монопо-

лией господ, до которой не могло без опасности для государст-

ва дотрагиваться непросвещенное простонародье, пока не