шей историографии, хотя он не был историком по ремеслу»,
его замечания «сделали бы честь любому ученому-историку», у
него находим «довольно связную летопись и нашего общества
в лицах за 100 лет с лишком».
Ключевский придавал обобщающий характер образам, соз-
данным Пушкиным, и объяснял уклад их жизни – тем самым
вводил пушкинских героев в реальную историческую действи-
тельность.
Тонко чувствуя поэзию Пушкина, Ключевский не переста-
вал изумляться: «Пришлось бы перебрать весь состав души че-
ловеческой, перечисляя мотивы его поэзии». Поражает гиб-
кость поэтического понимания, уменье «проникать в самые
разнообразные людские положения, вживаться в чужую душу,
всевозможные миросозерцания и настроения, в дух самых от-
даленных друг от друга веков и самых несродных один друго-
му народов».
Огромно значение Пушкина для самосознания и самоусо-
вершенствования русского народа, которому поэт показал, ка-
кие нетронутые силы таятся в его глубине. По словам Ключев-
ского, Пушкин «сквозь окружавшее его общество, о котором я
ради памятного дня ничего не хочу сказать, кроме того, что
ему, право, было бы не грешно и не трудно быть немного полу-
чше, – сквозь это общество первый прозрел в народной массе
тот облик народа, который и отпечатлел в своей поэзии…Мы и
наши потомки обязаны отделять от своего народного существа
все лишнее, как случайный нарост, пока не предстанет пред
миром и русский народ с тем обликом, который провиден по-
этом. Тогда и исполнится то, о чем мечтал Пушкин вместе с
Мицкевичем» (и с чем полностью согласен Ключевский):
…о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
(А. С. Пушкин)
И мирный русский народ, убеждал историк, займет свое
место в этой мирной семье народов.
Много прекрасных проникновенных слов написал Ключев-
ский о Пушкине. Однако он счел нужным не без изящества
признать: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много,
всегда наговоришь много лишнего и никогда не скажешь все-
го, что следует».
Особым вдохновением отмечена статья «Евгений Онегин и