Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  58 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 58 / 88 Next Page
Page Background

скому предписанию проявлять милосердие к бедным [22, с.

17].

Л. А. Чарская буквально соотносит образ сестры милосер-

дия с образом Христа. Сестры, отрекающиеся от своей преж-

ней жизни ради каждодневной заботы о больных и раненых,

«обреченные на великую бескровную жертву во имя Господне»,

уподобляются Христу, жертвующему собой ради человечества.

Это сравнение детально прописано. Красный крест выступает

как

«символ ее <сестры – О.С.> самоотречения, символ прине-

сения в жертву людям ее молодых сил, ее юной, едва пробуж-

дающейся жизни»

(Л. Чарская «Сестра Марина»). Посвящение в

сестры происходит на Пасху, когда девушки должны умереть

духовно для прежней жизни и воскреснуть для нового пути –

самоотречения.

«Находим в этом образе и сопряжение с образами христи-

анских подвижниц и святомучениц»,

– пишет И. Герасимова [4,

с. 190]. Сёстры милосердия часто назывались святыми, ангела-

ми, что отвечает западноевропейской традиции. Наименова-

ние сестры милосердия святой становится нарицательным.

Вызвано это схематичностью и формализованностью образов

тех и других. Как пишет В. О. Ключевский об образах святых в

житиях,

«дорога не живая цельность характера с ее индивиду-

альными особенностями и житейской обстановкой, а лишь

та сторона его, которая подходит под известную норму, от-

ражает на себе известный идеал»

[5, с. 436] вплоть до того,

что форма

«господствует над содержанием, подчиняя послед-

нее своим твердым, неизменным правилам»

[5, с. 358]. Рассказ

о сестре милосердия похож на житие: в центр нравственно-

назидательного повествования помещается типический идеа-

лизированный образ, служащий образцом для читателей. Соот-

несение со святыми настолько артикулировано, что мотивы,

типичные для житий, появляются в повествованиях о сестрах

милосердия. Сестра Васильева выхаживает больного, обречен-

ного на смерть, все расценивают это как чудо (В. И. Немиро-

вич-Данченко «Сестра Васильева. В тифозном царстве»). В по-

вести «Сестра Марина» Л. А. Чарской присутствуют: заступни-

чество «святой» сестры за оступившуюся героиню, неестест-

венные самоотверженность и самоотречение сестер, спасение

от смерти злейшего врага.

К житийным мотивам относятся и сопоставление героини

с ангелом,

«мотив бесплотной жизни»,

восприятие ее окру-