сы воспитания, образования, просвещения привлекали внима-
ние ученого, и он охотно делился своими размышлениями.
Наиболее ранние мысли Ключевского о воспитании встре-
чаются в его письмах 1861 г., когда он был еще первокурсни-
ком. Так, в ответном письме к дяде, который поделился с ним
беспокойством о младшем сыне, Ключевский советовал под-
держивать в ребенке постоянно веселое, бодрое, живое на-
строение духа и отстранять от него все, что может привести в
уныние. «Вы знаете, что не окрепшая еще голова особенно лег-
ко гнется под влиянием неприятных, тяжелых обстоятельств;
тут нужно поддержать, ободрить ее, и она будет свободна и
легко развиваться». А по поводу лени своего маленького пле-
мянника Ключевский написал его отцу: «Леность надоест маль-
чику так же, как и наука, если она не интересует. Поленится и
перестанет! <…> Может быть, найду какую-нибудь (особенно
интересную книгу. – Р. К.) и пришлю в подарок. Пусть читает
да будет весел: это всего важнее».[10]
Говоря о воспитании, просвещении, образовании, Ключев-
ский опирался не только на свой опыт, но и на исторические
данные и нередко использовал как наглядные примеры образы
литературных героев Его характеристики блестящи, остроум-
ны, разоблачительны. Историк ставил вопрос об ответственно-
сти образованного дворянства перед всем обществом и особен-
но – перед крепостными крестьянами. Ключевский утверждал,
что дворянство своим знанием и примером должно приучить
крестьянский класс «к трезвости, к правильному труду, произ-
водительному употреблению своих сил, к бережному пользова-
нию дарами природы/умелому ведению хозяйства, к созна-
нию своего гражданского долга, к пониманию своих прав и
обязанностей. Этим благородное сословие оправдало бы, – нет,
искупило бы исторический грех обладания крепостными ду-
шами». Но российский помещик с детства привык дышать
пропитанной развлечением атмосферой, из которой «был вы-
курен самый запах труда и долга». Даже вольномыслящий
тульский космополит, который «с увлечением читал и перечи-
тывал страницы о правах человека рядом с русскою крепост-
ною девичьей и, оставаясь гуманистом в душе, шел в конюш-
ню расправляться с досадившим ему холопом».
Публичная лекция «Два воспитания» была прочитана авто-
ром в пользу Московского комитета грамотности. Огромная
аудитория исторического музея не вмещала всех желающих.