Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  102 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 102 / 198 Next Page
Page Background

сы воспитания, образования, просвещения привлекали внима-

ние ученого, и он охотно делился своими размышлениями.

Наиболее ранние мысли Ключевского о воспитании встре-

чаются в его письмах 1861 г., когда он был еще первокурсни-

ком. Так, в ответном письме к дяде, который поделился с ним

беспокойством о младшем сыне, Ключевский советовал под-

держивать в ребенке постоянно веселое, бодрое, живое на-

строение духа и отстранять от него все, что может привести в

уныние. «Вы знаете, что не окрепшая еще голова особенно лег-

ко гнется под влиянием неприятных, тяжелых обстоятельств;

тут нужно поддержать, ободрить ее, и она будет свободна и

легко развиваться». А по поводу лени своего маленького пле-

мянника Ключевский написал его отцу: «Леность надоест маль-

чику так же, как и наука, если она не интересует. Поленится и

перестанет! <…> Может быть, найду какую-нибудь (особенно

интересную книгу. – Р. К.) и пришлю в подарок. Пусть читает

да будет весел: это всего важнее».[10]

Говоря о воспитании, просвещении, образовании, Ключев-

ский опирался не только на свой опыт, но и на исторические

данные и нередко использовал как наглядные примеры образы

литературных героев Его характеристики блестящи, остроум-

ны, разоблачительны. Историк ставил вопрос об ответственно-

сти образованного дворянства перед всем обществом и особен-

но – перед крепостными крестьянами. Ключевский утверждал,

что дворянство своим знанием и примером должно приучить

крестьянский класс «к трезвости, к правильному труду, произ-

водительному употреблению своих сил, к бережному пользова-

нию дарами природы/умелому ведению хозяйства, к созна-

нию своего гражданского долга, к пониманию своих прав и

обязанностей. Этим благородное сословие оправдало бы, – нет,

искупило бы исторический грех обладания крепостными ду-

шами». Но российский помещик с детства привык дышать

пропитанной развлечением атмосферой, из которой «был вы-

курен самый запах труда и долга». Даже вольномыслящий

тульский космополит, который «с увлечением читал и перечи-

тывал страницы о правах человека рядом с русскою крепост-

ною девичьей и, оставаясь гуманистом в душе, шел в конюш-

ню расправляться с досадившим ему холопом».

Публичная лекция «Два воспитания» была прочитана авто-

ром в пользу Московского комитета грамотности. Огромная

аудитория исторического музея не вмещала всех желающих.