Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  103 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 103 / 198 Next Page
Page Background

Присутствовавшая там писательница Р. М. Хин-Гольдовская

под свежим впечатлением записала в дневнике: «Слушала лек-

цию Ключевского: «Два воспитания – семья и школа». Ключев-

ский – замечательный лектор. Он обладает особенным даром

рассказывать даже известные вещи так, что в воображении

вдруг оживает целая эпоха, о которой в памяти под грудой

других воспоминаний, хранились какие-то обрывки. <…> Се-

годня он говорил о древнерусской семье. И как говорил! Прямо

поэма». «Особенно блестяща была вторая часть лекции: Екате-

рининская эпоха, Бецкий…».[11] И – продолжала она.

В этой лекции Ключевский рассматривал две существовав-

шие ранее системы воспитания: школы у домашнего очага в

Древней Руси, где ребенок воспитывался не столько уроками,

сколько нравственной атмосферой, какою он дышал – это не

пятичасовое, а ежеминутное воздействие; и публичной школы

новой Руси XVIII в., отрывавшей школу от семьи. Ключевский

обращал внимание на разность задач и методов воспитания

обеих систем, ZZ об отношении семьи и школы, говорил и о

задачах педагогики. Обобщенный, не устаревший и сейчас,

вывод Ключевский подавал в отчеканенной форме: «Одна из

великих заслуг педагогии в том, что она заставляет взрослых

думать о детях»; «педагогия – не нянька, а утренний будиль-

ник: слово дано ей не для того, чтобы, укачивая чужого ребен-

ка, усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». Ис-

торический опыт убеждает, утверждал Ключевский, что в деле

воспитания школа не может отрываться от семьи: «семья и

школа – не сожительницы и не соперницы; это – соседки и со-

трудницы», они не могут обойтись друг без друга. «Под родным

кровом дитя получает то, что не может дать школа; школа

должна ему дать то, чего оно не находит дома. Дома оно при-

выкает понимать и любить своих, в школе приучается жить с

чужими… учится превращать чужих в своих ближних».

Историк призывал и сам убедительно показывал, как сле-

дует извлекать полезные уроки из накопленного исторического

опыта. Из системы И. И. Бецкого он рекомендовал воспитате-

лям взять требование относиться к детям «с кротостью, учтив-

ством и любовью», всегда хранить при них веселый вид, под-

держивать в них бодрый дух и веселый нрав. Где этого нет,

там не может быть никакой педагогики/никакой школы, «а

есть только казарма для малолетних преступников, даже не

исправительная, а просто карательная». Из Домостроя следует,