Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  101 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 101 / 198 Next Page
Page Background

лаков не скупать хлеб и не поднимать цен. Однако борьба «с

народной психологией и политической экономией» оказалась

безуспешной. Тогда возникла счастливая мысль – прибегнуть к

резерву: из запасной житницы богатого монастыря на рынок

поступил хлеб по более низким ценам. И цель была достигнута:

торговцы испугались потока хлебных запасов, так как считали

их неисчерпаемыми, и снизили цены. «Это была больше психо-

логическая, чем политико-экономическая операция», считал

Ключевский, которая вскоре была повторена с прежним успе-

хом.

На общем фоне состояния страны Ключевский повествует

о благотворительной деятельности «отдельных лиц, которые

продолжали светить из своей исторической дали». «Их пример

в трудные минуты не только ободряет к действию, но и учит,

как действовать». Автор привлекал внимание слушателей (и

читателей) к деяниям «давнишней доброты», напоминал о жиз-

ненном завете прошлых лет: «жить – значит любить ближнего,

то есть помогать ему жить; больше ничего не значит жить и

больше не для чего жить». Этими словами закончил В. О. Клю-

чевский лекцию «Добрые люди Древней Руси».

Примерно в те же годы (в 1892 или 1893) Ключевский за-

писал афористическое изречение, близкое по мысли к вышепе-

речисленным работам: «Истинно цель дела благотворительно-

сти не в том, чтобы благотворить, а чтобы некому было благо-

творить».[9]

Тема важности «унаследования путем исторического вос-

питания понятий добра, чувства сострадания, любви к ближ-

нему, стремления к нравственному идеалу» развивалась и в

других работах Ключевского, в частности в статье «Два воспи-

тания».

В. О. Ключевский имел богатейший преподавательский

опыт. Давать уроки он вынужден был еще мальчиком, репети-

торством жил в студенческие годы, а впоследствии изо дня в

день читал лекции в Московском университете в течение 30

лет, в Московской духовной академии — 36 лет, в Александ-

ровском военном училище – 17 лет, на Высших женских кур-

сах – 16 лет, в Училище живописи, ваяния и зодчества – 10

лет. Если суммировать все годы его профессорско-

преподавательской деятельности, то получится 109 лет (при

этом не учитываются его частные уроки, публичные лекции и

выступления в других аудиториях)! Не удивительно, что вопро-