Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  100 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 100 / 198 Next Page
Page Background

дил мысль об ответственности потомков перед великими пред-

ками, «ибо нравственное чувство есть чувство долга». Отдавая

дань памяти деятелям прошлого, «внесших наибольшее коли-

чество добра в свое общество… мы, – говорил историк, – про-

веряем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас,

завещанный нам великими строителями нашего нравственно-

го порядка», обновляем и пополняем его. При имени Сергия

Радонежского народ, - продолжал он, - вспоминает свое нрав-

ственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение

политическое, так как «политическая крепость прочна только

тогда, когда держится на силе нравственной». Поэтому-то лю-

ди всех классов русского общества – и иноки, и князья, и вель-

можи, и простые люди, «на селе живущие», – в течение более

500 лет все идут и идут со своими думами, мольбами и упова-

ниями к гробу Преподобного Сергия, несмотря «на неодно-

кратные и глубокие перемены в строе и настроении русского

общества, а чувства и верования, которые влекли сюда людей

со всех концов Русской земли, бьют до сих пор тем же свежим

ключом, как били в XIV в.». И если погаснут лампады над его

ракой и затворятся ворота Сергиевой Лавры, - предостерегал

Ключевский, - то это будет означать, что народ растратил свой

нравственный запас без остатка.

Публичную лекцию «Добрые люди Древней Руси» Ключев-

ский прочитал в пользу пострадавших от неурожае в голодный

1892 год. Само название лекции красноречиво говорит о ее

содержании. «Надобно до земли поклониться памяти этих лю-

дей», которые не напоказ, а молчаливо и ежедневно творили

«тысячерукую милостыню». Потребность в милосердии ощуща-

ется всегда, но в мрачные времена народных бедствий, под-

черкивал Ключевский, с особенной силой возбуждается мысль

о благотворительности. Он емко и выразительно рисует тяж-

кие картины страшного голода в годы царствования Бориса

Годунова и Василия Шуйского. «Хлеботорговцы устроили стач-

ку, начали всюду скупать запасы и ничего не пускали на ры-

нок, выжидая наибольшего подъема цен». Несмотря на то что

царь приказывал продавать хлеб «по указной цене» и пускал в

действие строгость законов, торговцы не слушались. Положе-

ние усугублялось и тем, что «полилась из тысяч устоппозицион-

ная публицистика». В Успенском соборе Московского Кремля

собрали небывалое народное собрание, на котором патриарх

произнес проповедь о любви и милосердии, а царь умолил ку-