Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  99 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 99 / 198 Next Page
Page Background

М. В. Нестеров глубоко сожалел о том: «Одного не могу про-

стить себе – это то, что… пропустил возможный случай слы-

шать необыкновенную речь проф. Ключевского. В. М. Васне-

цов был на акте с Мамонтовыми и считает, что, слышав эту

речь, он получил себе драгоценный подарок».[8] Современники

единодушно признавали это выступление одним из шедевров

великого историка. В наши дни после многолетнего игнориро-

вания подобного типа работ Ключевского (их называли

«слащавыми» и «христианско-смиренными») речь о Сергии Ра-

донежском вновь вызывает интерес.

На этом заседании с В. О. Ключевским произошел инци-

дент, который продемонстрировал всем присутствующим са-

мообладание ученого и его удивительную память. Направляясь

к кафедре, Ключевский на ходу вынул пачку исписанных ли-

стков, и вдруг – они рассыпались. Все вокруг заволновались –

как теперь он будет выступать?! «Успокойтесь, – сказала им

супруга Василия Осиповича Анисья Михайловна, – он все наи-

зусть выучил». И на самом деле, В. О. Ключевский прекрасно

говорил без всяких остановок, время от времени поднимая

злополучные листочки.

Тему своего выступления Ключевский определил самим на-

званием: «Значение Преподобного Сергия для русского народа

и государства» (а не повествование о его деяниях и конкрет-

ных событиях). Это историческое значение Ключевский видел

в том, что в тяжелейший период истории России, когда народ

вследствие татарского завоевания потерпел не только матери-

альное, но и нравственное разорение и был повергнут «в мерт-

венное оцепенение», Сергий Радонежский сумел пробудить и

вдохнуть в русское общество веру в свои силы и «чувство

нравственной бодрости, духовной крепости>> Выразителен и

другой вариант названия статьи: «Благодатный воспитатель

русского народного духа».

Жизнь свою Преподобный Сергий посвятил нравственному

воспитанию народа, а начал он, подчеркивал Ключевский, с

совершенствования самого себя. Он выработал уменье отда-

вать всего себя на общее дело, приобрел навык к усиленному

труду и привычку к строгому порядку в занятиях, помыслах и

чувствах. Поэтому жизнь Сергия историк называл практиче-

ской школой благонравия.

В. О. Ключевский считал одним из признаков великого на-

рода способность подниматься на ноги после падения и прово-