М. В. Нестеров глубоко сожалел о том: «Одного не могу про-
стить себе – это то, что… пропустил возможный случай слы-
шать необыкновенную речь проф. Ключевского. В. М. Васне-
цов был на акте с Мамонтовыми и считает, что, слышав эту
речь, он получил себе драгоценный подарок».[8] Современники
единодушно признавали это выступление одним из шедевров
великого историка. В наши дни после многолетнего игнориро-
вания подобного типа работ Ключевского (их называли
«слащавыми» и «христианско-смиренными») речь о Сергии Ра-
донежском вновь вызывает интерес.
На этом заседании с В. О. Ключевским произошел инци-
дент, который продемонстрировал всем присутствующим са-
мообладание ученого и его удивительную память. Направляясь
к кафедре, Ключевский на ходу вынул пачку исписанных ли-
стков, и вдруг – они рассыпались. Все вокруг заволновались –
как теперь он будет выступать?! «Успокойтесь, – сказала им
супруга Василия Осиповича Анисья Михайловна, – он все наи-
зусть выучил». И на самом деле, В. О. Ключевский прекрасно
говорил без всяких остановок, время от времени поднимая
злополучные листочки.
Тему своего выступления Ключевский определил самим на-
званием: «Значение Преподобного Сергия для русского народа
и государства» (а не повествование о его деяниях и конкрет-
ных событиях). Это историческое значение Ключевский видел
в том, что в тяжелейший период истории России, когда народ
вследствие татарского завоевания потерпел не только матери-
альное, но и нравственное разорение и был повергнут «в мерт-
венное оцепенение», Сергий Радонежский сумел пробудить и
вдохнуть в русское общество веру в свои силы и «чувство
нравственной бодрости, духовной крепости>> Выразителен и
другой вариант названия статьи: «Благодатный воспитатель
русского народного духа».
Жизнь свою Преподобный Сергий посвятил нравственному
воспитанию народа, а начал он, подчеркивал Ключевский, с
совершенствования самого себя. Он выработал уменье отда-
вать всего себя на общее дело, приобрел навык к усиленному
труду и привычку к строгому порядку в занятиях, помыслах и
чувствах. Поэтому жизнь Сергия историк называл практиче-
ской школой благонравия.
В. О. Ключевский считал одним из признаков великого на-
рода способность подниматься на ноги после падения и прово-