С Богом всё творящий

2

3 ВЕЛИКИЙ ПОБОРНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ Дмитрий Донской ... был не только выдающимся правителем и талантливым полководцем, но и настоящим христианином, который вел богобоязненную жизнь и отличался особой скромностью и благочестием. ... И именно под началом Великого князя русские войска победили неприятеля на Куликовом поле, открыв тем самым путь к объединению русских земель и освобождению их от чужеземного владычества. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Великий Князь Димитрий Иоаннович, прозванием Донской. 1363-1389 г. Внук Калиты, Димитрий Иоаннович, отличался прямым и отважным характером. Рядом войн и силою духовного оружия Св. Сергия Радонежского возвысив могущество Московского великого княжества, разбил Мамая на поле Куликовом, близ реки Дона. Пред решительной битвой молил Всевышнего даровать победу. Из Альбома Василия Петровича Верещагина «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».

4 В 2024 г. исполняется 635 лет со дня преставления святого благоверного князя Димитрия Донского. Великий князь Московский Димитрий Иоаннович, прозванный Донским... Грамотный политик, легендарный полководец, образцовый муж и отец 12 детей, святой. Свет души, чистота сердца, глубокое благочестие князя Димитрия озаряли его личность, и народ увидел и понял: этот правитель не ищет своего, но жертвует собою в тяжких государственных и воинских трудах ради блага Отчизны. Доверие к благоверному великому князю порождало веру в совершаемое им общерусское дело. Церковь благословляла его на подвиги, он звал людей за собой во имя Христово ¬– и те, кто становился под великокняжескую хоругвь, чувствовали себя уже не суздальцами или ярославцами, а единым православным русским народом. Он достойно продолжил дело, начатое его великими предками, в частности – прапрадедом святым благоверным князем Александром Невским. Князь Димитрий был канонизирован на поместном соборе Русской Православной Церкви относительно недавно – в год 1000-летия крещения Руси, в 1988 г., почти 600 лет спустя после его кончины, на изломе истории нашей страны. Церковь этой канонизацией обратила внимание общества на пример жертвенного христианского служения своей стране. Хотя ратный подвиг и политическая дальновидность князя не ставились под сомнение историками даже в атеистическом СССР: он был одной из ключевых фигур в советском воспитательном процессе, опиравшемся на примеры из прошлого, как и его прапрадед святой князь Александр Невский. Вопрос о канонизации князя встал сразу же после его кончины. Уже тогда были написаны «Похвальное слово о преставлении великого князя Димитрия Иоанновича», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Слово о житии и преставлении великого князя Димитрия Иоанновича» – одно из самых ярких в ряду памятников русской письменности 14-15 вв. Для его автора, как и для многих современников Димитрия Иоанновича, святость князя была очевидной. Святые князья Александр Невский и Димитрий Донской. Современная икона.

5 В сознание потомков Димитрий вошел, прежде всего, как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая. С самого начала своего правления Димитрий Иоаннович объявил решительную войну не только отдельным, как теперь говорят «суверенным» удельным князьям – противникам единения, но и всей удельной системе. Советский политический плакат времён Великой Отечественной войны «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова». Автор плаката – художник Пётр Александрович Алякринский. 1941 г. Игорь Токарев. Благословение Сергием Радонежским Димитрия Донского.

6 В этом последовательном укреплении единодержавия великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. Наконец, бесценная заслуга Димитрия Донского – учреждение нового порядка престолонаследия, когда после смерти московского князя власть переходила к его старшему сыну, а не к самому старшему в роду князю, как было прежде. Сколько кровопролития и разрушительной удельной борьбы это предотвратило – и представить трудно! Великий князь явил нам личный пример благочестивой жизни в миру. Всю жизнь Димитрий Иоаннович стремился быть достойным имени своего небесного покровителя – великомученика Димитрия Солунского, очень почитаемого на Руси. И это ему вполне удалось. На все свои дела – ратные, политические и гражданские – великий князь всегда брал благословение Церкви. Не так часто русские князья были учредителями новой церковной традиции. Димитрию Донскому мы обязаны появлением в церковном календаре двух особых дат: дня обретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевской родительской субботы. Многие современники отмечали христианское великодушие князя, большую любовь к своему народу, благотворительность, милосердие к нуждающимся, доброе отношение к подчиненным. Деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью: он избегал обращаться к тем бесчестным и грубым приемам, которые были присущи его времени. Княжение Донского, за редким исключением, не знало случаев ухода от него служилых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей. Святые преподобный Сергий Радонежский (слева) и святитель Алексий Московский. Современные иконы.

7 В русскую историю великий князь вошел и как активный храмоздатель. Многие соборы и монастыри, основанные им, – памятники боевых подвигов нашего народа и высоты его духа. Среди примеров личного благочестия святого Димитрия один нуждается в том, чтобы его выделить особо. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество. (Первая русская святая чета – Петр и Феврония Муромские – были канонизированы только в середине XVI в.). Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. Супруга князя – княгиня Евдокия Московская (в иночестве – Евфросиния) также была канонизирована. Еще при жизни считалась покровительницей Москвы, была необыкновенно любима простыми людьми, которые от нее видели много добра и милостей. У супругов родилось 12 детей. Дети и внуки Димитрия и Евдокии стали достойными людьми, построили множество храмов и монастырей, сыграли большую роль в истории нашей страны. Святой великомученик Димитрий Солунский. Конец XII – начало XIII в. Святые князья Димитрий и Евдокия. Современная икона.

8 Венцом земной жизни стала достойная христианская кончина князя. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за святым Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни князя, не только был главным свидетелем при составлении духовного завещания, но и преподал ему все необходимые Таинства: исповедал, причастил и соборовал... Нет ничего случайного в нашей жизни, и удивителен промысел Божий! Церковь прославляет святых и призывает их в молитвах тогда, когда их помощь особенно нужна народу Божию. В конце ХХ в., видимо, настало такое время. Канонизирован Димитрий Донской был в 1988 г. – в год 1000-летия крещения Руси. Но не будем забывать, что это еще и время распада нашей страны, годы т.н. перестройки, постоянные приступы сепаратизма в разных ее частях – все это невольно заставляет вспомнить времена шестивековой давности, которые историк Николай Иванович Костомаров назвал «самой несчастной и печальной эпохой истории многострадального русского народа». Да и сегодняшние дни для нашей страны – очень нелегкое время... Как никогда, мы нуждаемся в помощи святых воинов, в их заступничестве. Чтобы укрепить Россию, чтобы отстоять ее целостность и единство, чтобы отразить все угрозы террористов и сепаратистов, религиозных фанатиков некоторых конфессий, чтобы умножить веру и благочестие нашего народа, укрепить институт семьи – защитить нас от вымирания телесного и смерти духовной – мы обращаемся за помощью к нашим самым известным святым воинам: князьям Александру Невскому и Димитрию Донскому, святому праведному воину Феодору Ушакову. Именно поэтому свое новое электронное издание «С Богом все творящий» Областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева посвятила святому благоверному князю Димитрию Донскому. В издании – 12 глав с подразделами. Мы рассказали о предках и потомках князя; о самой известной его битве – на Куликовом поле; об иконографии образа князя Димитрия; об ордене его имени; о том, как святой помогал советским воинам в годы Великой Отечественной войны. Есть и краеведческий материал. Хотелось бы вспомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла, которые он произнес в октябре 2005 г., рассказывая о прапрадеде Димитрия Донского – святом благоверном князе Александре Невском: «он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. ... Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода. ... Боже ты мой! Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история!». Думается, эти слова нашего Патриарха можно отнести и к святому благоверному князю Димитрию Донскому. Наш современник, клирик Покровской епархии Саратовской митрополии Русской Православной Церкви, священник Аркадий Махсумов написал стихотворение, которое посвятил святым Димитрию и Евдокии. Позволим себе небольшую цитату:

9 Пролетели столетья с шумом, Отживают Христовы нравы, Мы другим предаемся думам, Да не думам, а всё – забавам!.. Меж людьми – всё расчет да прихоть. Чуть не так – истекаем злобой... Мы давно не слыхали слыхом, Что бывает любовь до гроба! Что бывает любовь такая, Что двоим её слишком много, И она, до небес взлетая, Словно к солнцу, стремится к Богу! Что бывает любовь святая, Без расчета и без гордыни. Вот такую любовь являя, Жили славные князь с княгиней! Дай же, Боже, любви и веры Всем венчающимся в России. Пусть послужат для нас примером Князь Димитрий и Евдокия!.. И обратимся с молитвой к святым князьям Димитрию и Евдокии, с которыми «нам лепо есть жити и ... радости насладитися», попросим их о помощи и заступничестве. Тем более, что есть молитва, составленная еще современником князя Димитрия и его супруги. Ею мы и завершим вступительную статью: «Похваляет бо земля Римская Петра и Павла, а Асийская – Иоанна Богослова, Индийская – апостола Фому, а Ерусалимская – брата Господня Иякова, и Андрея Первозванного – все Поморие, царя Коньстянтина – Гречьская земля, Володимера – Киевская со окрестными грады; тебе же, великый князь Димитрей Иванович, – вся Руськая земля. Умоли убо, святе, о роде своем и за вся люди, сущияц во области царства твоего, ту бо предстоиши, идеже духовных овец пастбища и вечное насыщение… Да с теми убо святыми нам лепо есть жити и с теми радости насладитися, благодатию и человеколюбием Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Остается только добавить, что рекомендовано электронное издание для использования в библиотеках при подготовке мероприятий православной тематики, преподавателям дисциплины Основы Православной Культуры в школах или учителям Воскресных школ при храмах и всем тем, кто интересуется историей Православия в нашей стране.

10

11 Московский князь Димитрий Иоаннович, наречённый Донским, сын великого князя Иоанна II Иоанновича Красного и великой княгини Александры, родился в 1350 г. Историк Николай Иванович Костомаров писал: «княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа». О детстве княжича известно немного: «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии...» Димитрия Иоанновича, – и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вёл, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Отец Димитрия скончался в ноябре 1359 г., когда княжичу было всего 9 лет. Детские и юношеские годы князя прошли под влиянием святителя Алексия, митрополита Московского, который был духовным другом и наставником отца юного Димитрия – князя Иоанна Красного (в соборном определении 1389 г. Константинопольского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия] попечение, заботу и промышление о своём сыне Димитрии». Когда великий князь Иоанн скончался, митрополит стал фактическим главой русских княжеств: на него, возглавившего Рождение и крещение Димитрия Донского. Цветная копия средневековой миниатюры. Митрополит Алексий.

12 боярскую думу, легла ответственность за весь ход политических дел на Руси, а малолетнему князю Димитрию он на долгое время заменил отца. Его пример, наставления и духовное руководство, безусловно, оказали влияние на формирование личности и развитие высоких нравственных качеств молодого Димитрия. Под руководством митрополита князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия, и постепенно приобретал ту духовную мудрость государственного правителя, за которую впоследствии был особенно почитаем современниками. Необходимо добавить, что, помимо митрополита, ещё две личности, облечённые священным саном и благодатью Божией, оказались ключевыми для земного и духовного пути Димитрия Иоанновича: это были преподобный Сергий Радонежский и святитель Феодор, архиепископ Ростовский. Занимая особенное место в жизни князя и влияя своими мудрыми советами, в том числе, и на его политические решения, они сыграли важную роль в судьбе земли Русской. Преподобный Сергий (слева) и святитель Феодор (справа). Ни одного значительного государственного решения не принимал юный князь без благословения Церкви. Так, в 1360 г. им было предпринято путешествие в Орду, связанное с двумя совпавшими событиями: кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездки в Орду для русских князей всегда сопровождались большим риском: ничего хорошего от татар на Руси не ждали, и необходимость предстать пред очи хана каждый рацз грозила опасностью не вернуться обратно живым.

13 Андрей Плотнов. Портрет молодого Димитрия Иоанновича. Однако святитель Алексий благословил Димитрия на путешествие – видимо, принимая во внимание тот неоценимый опыт, который эта поездка должна была принести ему как будущему главе государства: во-первых, по пути, проплывая по трём русским рекам, молодой князь мог обозреть всю Русскую землю, которой ему надлежало править. Кроме того, он получал возможность собственными глазами увидеть положение дел в Орде и лично соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим Русь, что было чрезвычайно важно: ведь каждому князю надо было научиться тонко и грамотно выстраивать дипломатические отношения с постоянно сменяющими друг друга ордынскими ханами. Молитвами святителя Алексия путешествие прошло мирно, и князь Димитрий благополучно возвратился в Москву. Положение Московского княжества было в то время неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на которое ранее получали московский князь Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Димитрию Иоанновичу, а суздальскому князю Димитрию (Фоме) Константиновичу; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Димитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) – владения, которые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение великого князя Димитрия Константиновича. В начале

14 1359 г. в Киеве по приказу Литовского великого князя Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников великого князя Иоанна Красного митрополит Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество. Смуты, которые привели в начале 60-х гг. XIV в. к распаду Орды на ряд враждующих между собой политических образований, открыли для московских князей возможность возобновить борьбу за великое княжение. В 1362 г., получив ярлык от одного из соперничавших между собой ханов, московские бояре со своим 12-летним князем, его младшим братом Иоанном, а также его двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем Храбрым собрали войско и выгнали великого князя Димитрия Константиновича из Владимира. Московское войско подступало уже к Суздалю, когда Димитрий Константинович, обзаведясь новым ярлыком, попытался вернуться во Владимир. Под военным нажимом суздальский князь был вынужден согласиться с переходом великокняжеского стола к 13-летнему Димитрию Иоанновичу. После того, как Московский великий князь помог Димитрию Константиновичу вернуть себе нижегородский стол, который во время борьбы за великое княжение захватил его младший брат князь Борис Городецкий, между московским и нижегородским князьями был заключен не только прочный мир, но и династический союз, скрепленный в январе 1366 г. браком 16-летнего Димитрия Иоанновича и 13-летней дочери Димитрия Константиновича – Евдокии Димитриевны; ее старшая сестра Мария тогда же была выдана замуж за Микулу Васильевича, одного из четырёх сыновей влиятельного московского тысяцкого Василия Вельяминова. Забегая вперёд, скажем, что брак Димитрия и Евдокии был очень счастливым. У них родилось 12 детей: 8 мальчиков и 4 девочки. Двое из них — Василий и Юрий — впоследствии занимали Московский великокняжеский престол. Примечательно и то, что из 12 детей восприемником у двух сыновей Димитрия и Евдокии был преподобный Сергий, у остальных наследников – преподобные Димитрий Прилуцкий и Феодор Симоновский. Александр Смирнов. Димитрий и Евдокия. Первая встреча.

15 Фреска в палехском стиле из храма святого благоверного князя Димитрия Донского и святой благоверной Евфросинии Московской при колокольне Успенского собора в Тульском Составитель Жития князя Димитрия пишет, что бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских». Основой уклада великокняжеского дома стало благоговейное соблюдение во всём истинно христианского благочестия. Автор «Слова о житии...» Димитрия Донского находит точные и глубокие слова для описания праведной семейной жизни великокняжеской четы: «Ещё и мудрый сказал, что любящего душа – в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу, и одна у обоих добродетельная жизнь; на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнём божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались». Так же, как и Димитрий Донской, княгиня Евдокия (Евфросиния в иночестве) была канонизирована Русской Православной Церковью в лике преподобных. В 1363-1364 гг. войско вернуло Москве утраченные было галичские и ростовские земли. Ряд княжеских столов, например, в Ростове и Стародубе, был занят князьями, ориентировавшимися на Москву. Всё это означало утверждение политического превосходства московского князя в Северо-Восточной Руси, полное восстановление утра-

16 ченных ранее позиций. Раздробленная Орда оказалась не в состоянии помешать происшедшим переменам. Князю Димитрию Константиновичу не помог ханский ярлык на великое княжение, а его брату князю Борису – ханский ярлык на нижегородский стол. Эти успехи были делом рук советников отца Димитрия Иоанновича и митрополита Алексия, фактически возглавлявшего Боярскую думу и выступавшего в качестве опекуна молодого московского князя. В летописном рассказе о борьбе за владимирский стол неоднократно указывается, что в военных походах Димитрия Иоанновича сопровождали «все бояре». Московское боярство являлось опорой политики великого князя, направленной на объединение русских земель под его верховной властью. В княжение Димитрия Иоанновича окончательно сформировался тот круг боярских родов, на которых в дальнейшем опиралась политика великих князей Московских по объединению великорусских земель. В исторической традиции сохранилась память об особо тесных, дружеских отношениях, соединявших Димитрия Иоанновича и его бояр. С середины 60-х гг. XIV в. есть основание говорить уже о самостоятельной политике князя Димитрия, которая, впрочем, продолжала политику, проводившуюся в предшествующие годы. О немалых политических амбициях молодого великого князя говорит принятое им сразу после свадьбы решение построить в Москве каменный Кремль – первое сооружение такого рода на всей территории Северо-Восточной Руси. Одной из важных задач политики правителей Москвы во 2-й половине 60-х гг. XIV в. стало укрепление ее влияния в Тверской земле, правители которой в 1-й четверти этого столетия были главными соперниками московских князей в борьбе за великое княжение. Вмешавшись в спор между тверскими князьями, Димитрий Иоаннович выслал войско на помощь князю Василию Михайловичу, боровшемуся со своим племянником князем Михаилом Александровичем, правившим в удельном г. Микулине. Этот шаг имел важные политические последствия. Михаил Александрович, вынужденный на время покинуть свои владения, обратился за помощью к Литве и вернулся в Тверь осенью 1367 г. с литовским войском. Его тверские противники и Димитрий ИоанноМиниатюра. Свадьба Димитрия Донского с нижегородской княжной Евдокией. Цветная копия средневековой миниатюры.

17 вич были вынуждены заключить с ним мир. Из-за Тверского княжества возникла перспектива серьезного и опасного для Москвы конфликта с Литовским великим княжеством. Смуты в Орде создали благоприятные условия для экспансии Литвы на юг и восток. В начале 60-х гг. XIV в. под власть великого князя Ольгерда перешёл главный центр Черниговской земли – Брянск, тогда же литовская власть окончательно утвердилась в Киеве, где на княжение был посажен Владимир (Василий) Ольгердович, даже в далекой Подолии утвердились племянники Ольгерда – Кориатовичи. Великое княжество Литовское стало самым крупным и могущественным государством на территории Восточной Европы. Ольгерд стремился подчинить своему влиянию и те русские земли, которые не входили в состав его государства. К этой цели вело заключение брачных связей. Ольгерд вторым браком был женат на святой Иулиании Александровне – сестре князя Михаила Александровича Тверского. На одной дочери Литовского великого князя был женат городецкий князь Борис Константинович, на другой – один из наиболее влиятельных черниговских князей – Иван Новосильский. Вырисовывалась перспектива политического объединения русских земель под властью литовских князей-язычников. Обращение князя Михаила Александровича за помощью давало Ольгерду весомый повод для вмешательства в политическую жизнь Северо-Восточной Руси. Но Московский великий князь и митрополит Алексий не испугались конфликта с сильным и опасным противником. Уже в 1368 г. в Москве стали готовиться к большой войне с Ольгердом. Были заключены скреплённые присягой соглашения с великим князем Смоленским Святославом Ивановичем и черниговскими князьями о совместном выступлении против Ольгерда. Уже в начале 1368 г. двоюродный брат Димитрия Иоанновича серпуховской князь Владимир Андреевич занял г. Ржев (в древности – Ржева). Однако задуманный план осуществить не удалось. Война началась вступлением московских войск во владения Михаила Тверского и его бегством в Литву. Между тем, союзники не поддержали Димитрия Иоанновича, напротив, «смоленская сила» участвовала в военных действиях на литовской стороне. Строительство каменного Кремля в Москве в 1367 г. Цветная копия средневековой миниатюры.

18 Воображаемый портрет князя Ольгерда. Гравюра из «Описания Европейской Сарматии», 1578 г. В 1368 г. войска Ольгерда литовского вторглись на Русские земли и, разоряя деревни и грабя мирных жителей, двинулись к Москве. Великий князь, не имея достаточных сил для военного столкновения с сильным противником, вместе с митрополитом Алексием затворился в Москве. Ольгерд начал осаду, но вид каменного Кремля смутил его: сам облик крепких городских стен и новых каменных построек красноречиво свидетельствовал об уверенности москвичей в своих силах и готовности стойко защищать родной город. Постояв в виду Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и ушел в Литву, но в отместку все окрестные земли были опустошены литовскими воинами. Однако это не сломило воли Димитрия и не заставило его отказаться от объединительной политики: московский князь отправляет послов в вечевые республики Новгород и Псков для укрепления отношений и заключения союза против захватчиков. В 1370 г. его воеводы ходили походом к Брянску, выгнали из его владений князя Ивана Новосильского, зятя Ольгерда, а в сентябре 1370 г. сам Димитрий Иоаннович предпринял поход в Тверскую землю, и князю Михаилу Александровичу пришлось снова уехать в Литву. Кроме того, княжества, поддержавшие войска Ольгерда, понесли серьезное нака-

19 зание от митрополита Алексия – Святослав Смоленский и Михаил Тверской были в назидание отлучены им от Церкви. Все это свидетельствовало о том, что стремление Литвы подчинить своему влиянию княжества Северо-Восточной Руси сталкивалось со всё более серьезными трудностями. К этому времени положение осложнилось вмешательством Орды в борьбу между Москвой и Тверью. В итоге смут, охвативших Ордынское государство, к концу 60-х гг. XIV в. оно распалось на три части: восточную, т. н. Кок-Орду с центром в г. Сыгнаке на Сырдарье, центральную – земли Среднего и Нижнего Поволжья, где находилась ордынская столица Сарай, и западную – между Волгой и Днепром, правителем которой был могущественный эмир Мамай, державший на престоле своих ставленников – потомков Чингисхана. Ордынская знать, правившая в землях Поволжья, не обладала большой военной силой, ее земли постоянно пытались захватить то Мамай, то правители Кок-Орды. С Кок-Ордой у русских князей никаких связей не было, некоторые князья (в их числе – Димитрий Константинович) в 1-й половине 60-х гг. ещё признавали власть сарайских ханов (Сарайское ханство – Большая орда), но в дальнейшем перестали с ними считаться. В 60-х гг. Димитрий Иоаннович сидел на великом княжении, располагая ярлыком ставленника Мамая хана Абуллаха. Осенью 1370 г. из Литвы к Мамаю направился тверской князь Михаил Александрович хлопотать о получении ярлыка на Владимирское великое княжение. Этот шаг, предпринятый при поддержке Литовского великого князя Ольгерда, существенно изменял характер конфликта между Москвой и Тверью. Теперь речь шла о попытке утвердить связанного с Литвой тверского князя в качестве первого среди князей Северо-Восточной Руси. Мамай, не заинтересованный в усилении Москвы, выдал ему такой ярлык, но население великого княжества не приняло Михаила Александровича, была сделана попытка его задержать. Правителю Твери Виктор Маторин. Хан Мамай.

20 вновь пришлось бежать в Литву. Его претензии на великое княжение должен был поддержать 2-й поход Ольгерда на Москву, но эта цель не была достигнута. Ольгерд перестал поддерживать князя Михаила Александровича и стал искать соглашения с Москвой. В июне 1371 г. Москву посетили литовские послы. При участии митрополита Алексия было заключено соглашение о браке князя Владимира Андреевича с дочерью Ольгерда Еленой. В январе-феврале 1372 г. брак был заключён. Возможно, таким образом Ольгерд рассчитывал в дальнейшем привлечь Владимира Андреевича на свою сторону, но внести разлад в отношения между двоюродными братьями ему не удалось. Уже в 60-х гг. XIV в. советники Димитрия Иоанновича прилагали усилия, чтобы заинтересовать удельного князя в поддержке старшего брата; на территории великого княжения Владимирского появились земли, принадлежавшие боярам Владимира Андреевича. Заботился об укреплении отношений между братьями и митрополит Алексий. По его «челобитью» Димитрий Иоаннович передал двоюродному брату гг. Лужу и Боровск. Позднее, во время совместной борьбы против Михаила Тверского, он передал Владимиру Андреевичу, потомку по матери галичских князей, Галич и Дмитров. «Розмирье» между братьями произошло лишь в самом конце правления князя Димитрия. Князь Михаил Александрович продолжал искать поддержки в Орде и в апреле 1371 г. вернулся в Тверь с ярлыком на Владимирское великое княжение. Однако его жители снова не приняли тверского князя, и тогда Михаилу Александровичу пришлось силой захватывать земли Владимирского великого княжества. В этих условиях московским политикам в начале лета 1371 г. удалось заключить с Великим Новгородом договор о союзе, направленном против Твери и её возможного союзника Литвы. Постоянная поддержка Михаила Александровича со стороны Мамая встревожила московских политиков. В июне 1371 г. Димитрий Иоаннович с большими дарами отправился к Мамаю, до Оки его провожал митрополит Алексий. В Орде, обязавшись выплатить большой «выход», князь Димитрий добился ярлыка на великое княжение от нового хана Мухаммед-Булака. В отсутствие великого князя войска Михаила Александровича несколько раз вторгались на территорию Владимирского великого княжества, и некоторые земли (например, Святой князь Владимир Андреевич, двоюродный брат князя Димитрия. Фреска из Архангельского собора.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=