Сильвестр (в миру Симеон) Медведев - духовный писатель (1641 - 1691)
Родом из Курска. Конечно, монашество не изолировало живого человека от мира. Пребывая в Коренной пустыни, Сильвестр Медведев переписывался «со своими друзьями и благодетелями», близко познакомился с Исидором Сиверцевым - одним из курских жителей, который был известен «за люботщательнейшего святого писания рачителя». А в 1676 году ученый монах и вовсе покинул тихую обитель и, возвратившись в Москву, в скором времени стал «справщиком и книгохранителем» Печатного двора.
По свидетельству С.Н. Брайловского, изучавшего биографию С. Медведева, Симеон приехал «в Коренную Рождество-Богородицкую пустынь, от Курска в 27 верстах». Историки утверждают, что Сильвестр Медведев, перебравшись на Курскую землю... С 24 лет он служил подьячим в Приказе тайных дел. С 1665 г. (по крайней мере, до 1668 г.), с сохранением чина, ученик Заиконоспасской школы Симеона Полоцкого, староста в ней. В 1668 г. с А. Ордын-Нащокиным ездил в Курляндию на переговоры со шведами. В 1672 г. удалился в путивльский Молченский монастырь, принял постриг. В 1677 г. представлен царю Федору Алексеевичу, переведен в Заиконоспасский монастырь. Секретарь Симеона Полоцкого, составлял и подписывал за своего учителя важнейшие документы, например предисловие к «Вертограду многоцветному», правил его сочинения, например «Обед душевный». С1678 г. справщик Печатного двора, готовил к печати Апостол 1679 г. После смерти Симеона Полоцкого (1680) по его завещанию Сильвестр Медведев получил подарки и книги, унаследовал заведование так называемой Верхней типографией и место придворного поэта, составил «Епитафион» учителю.
Высокое положение Сильвестр Медведев сохранил и при царевне Софье Алексеевне. В 1682-1686 гг. руководил школой при Заиконоспасском монастыре. В 1685 г. вручил правительнице Софье Алексеевне проект учреждения Славяно-греко-латинской академии, но был вынужден уступить главенство в ней братьям Лихудам, пользовавшимся поддержкой патриарха Иоакима. В 1687 г. в «Подписи к портрету царевны Софьи» назвал ее самодержицей. В марте 1689 г. под давлением патриарха отставлен, содержался под домашним арестом. После открытого разрыва Софьи Алексеевны с Петром I как приверженец царевны бежал из Москвы, но был схвачен, пытан, расстрижен и в октябре 1689 г. приговорен к отсечению головы за «возмущение к бунту». Во время последовавшего заключения имя Медведева было поставлено под отречением от «латинских» заблуждений. В феврале 1691 г. после новых показаний против него Сильвестр Медведев был снова подвергнут пыткам и обезглавлен. Все его сочинения было приказано уничтожить.
Сильвестр - виднейший продолжатель поэтических традиций Симеона Полоцкого. Кроме «Епитафиона» и «Подписи к портрету царевны Софьи» до нас дошли следующие его стихотворения: «Приветство брачное» Федору Алексеевичу, пространный «Плач и утешение» на его смерть, «Вручение привился на Академию», «Поздравление царевне Татьяне Михайловне по случаю ее именин», «Вирши на Великую субботу» и «Поздравление царевне Софье по случаю Пасхи» (1685). В своих виршах Сильвестр Медведев не только развивал поэтическую систему Симеона Полоцкого и придворные жанры, характерные для него, но и прибегал к прямым заимствованиям из произведений своего учителя («Плач и утешение» явно связаны со стихами Симеона на смерть царя Алексея Михайловича).
Как богослов-полемист, Сильвестр в 1681 г. составил официальный ответ на исповедание веры поляка А. Белобоцкого, претендовавшего на преподавание в Академии. В споре о времени пресуществления Св. Даров, выявившем разделение московских книжников на грекофилов и «латинствующих», Медведев энергично защищал позицию последних («Хлеб животный», «Манна хлеба животнаго» -опровержение трактата Евфимия Чудовского). Связан с этой полемикой и трактат «Известие истинное», в котором помимо сведений о московской книжной справе содержалось направленное против Лихудов осуждение ориентации на новейшие греческие книги европейской печати.
Сильвестр Медведев оставил богатое эпистолярное наследие, черновые заметки по грамматике. Продолжаются споры о том, ему или Кариону Истомину принадлежат историческое сочинение «Созерцание краткое» и первый русский опыт по библиографии — «Оглавление книг и кто их сложил» (другие вероятные авторы — Епифапий Славинецкий, Евфимий Чудовский). Отрицается его авторство в написании Тетрадей на Лихудов и рукописного сборника из 30 «слов», которые долгое время приписывались ему.